Впрочем, не меньше восторга и у наших пилотов, только уже от самого города Мохэ. Китайские гонщики боятся амурских шумахеров Тындинцы приехали на гонки на своих личных джипах «Лэнд-Крузер» и «Ниссан-Сафари». Семья Бельковых специально для авторалли пригнала «Мицубиси-Паджеро» из Владивостока. Такой модельный ряд российской команды поразил китайцев. Для большинства жителей Поднебесной джипы недоступны, и уже тем более никто из них не рискнет дорогое авто использовать в качестве гоночной машины. Амурчан возможность разбить собственный «Крузер» последней модели нисколько не остановила. Художники разукрасили джипы российской символикой, а городские чиновники вручили штурманам тындинские флаги, и наши соотечественники двинулись на другой берег Амура. Ралли проходило на реке Амуре недалеко от российского поселка Джалинда в Сковородинском районе и китайского города Мохэ. Дистанция составляла 60 километров. Сама река уже представляла препятствие из-за наледей и естественных барьеров плюс к этому добавили ряд преград в виде различных горок и серпантинов. Уже на первых этапах несколько китайских машин перевернулось, а у русского джипа отлетело колесо. Несмотря на эту аварию, машина к финишу пришла далеко не последней. Китайцы предусмотрели все возможные проблемы и для ремонта джипов специально из Харбина привезли целый грузовик японских запасных частей. Одним из штурманов тындинских гонщиков была Эльмира Белькова. Она с азартом вместе со своим мужем-пилотом успешно прошла все барьеры. - Штурману дается так называемая легенда, где расписаны, на каком километре какие препятствия. Он должен подсказывать водителю, какое озеро объехать, где будет резкий поворот. Также штурман следит за показаниями приборов. Ведь джип несется со скоростью 140 километров в час, и у пилота нет времени на то, чтобы реагировать на все барьеры, - объясняет Эльмира Белькова. После того как наша команда в первых турах заняла призовые места, китайцы решили не допускать русских на третий и четвертый этапы. По словам организаторов, это было сделано для того, чтобы обезопасить тындинских гонщиков от возможных серьезных аварий. Перед этим один из китайских штурманов разбился насмерть. Однако амурчане считают, что власти Мохэ просто побоялись конкуренции: ведь русские Шумахеры по итогам четырех туров могли запросто занять первое место. В составе амурской делегации были заместитель начальника управления по физкультуре и спорту областного правительства Евгений Лобанов, а среди штурманов отметился глава администрации поселка Дипкун Тындинского района Виктор Михайлов. Статус международным соревнованиям придавали не только российские гонщики, но и пилоты авторалли «Париж - Дакар». 68 экипажей приняли участие в гонках на льду Амура. Победителями в классах профессионалов и любителей призовые места заняли китайцы. Ралли по китайским заводам Для наших соседей проведение авторалли в большей степени не спортивное, а экономическое событие. Это повод привлечь внимание русских к быстрорастущему городу Мохэ. Сегодня переход Джалинда - Мохэ практически не работает. Чтобы пропустить наших автогонщиков, пришлось специально привезти тындинских таможенников. Китайцев такая ситуация давно не устраивает. Самый северный город Поднебесной может предложить Приамурью фрукты, овощи, мебель, игрушки и многое другое. - Мохэ растет небывалыми темпами. За год за счет местного бюджета здесь построили 17 пятиэтажных домов, детский сад, международный аэропорт, который может принимать «боинги». При том, что численность города сопоставима с Тындой, - рассказывает Евгений Бельков. - Сейчас строят школу, четырехзвездочный отель. Китайцы хотят с нами сотрудничать, они об этом говорили на каждой встрече. Но со стороны русских пока в этом вопросе нет инициативы. Несколько лет назад администрация Тынды пыталась установить контакты с Мохэ и даже подписать официальный документ о городах-побратимах. Но дальше переговоров и поездок в Мохэ дела так и не сдвинулись. На нашем берегу Амура о возможном сотрудничестве почему-то забыли. Китайцы не теряют надежды наладить контакты, поэтому среди многочисленных экскурсий руководство Мохэ не забывало о главном и привозило амурскую делегацию на местные заводы. Например, на деревообрабатывающем комбинате показали весь процесс производства фанеры - от дерева до готовой продукции. Предприниматели готовы поставлять в Россию мебель, и русские заинтересовались выгодными предложениями соседей. Теперь китайцы ждут приглашения посетить Тынду. Наша сторона тоже желает видеть товарищей из Поднебесной у себя на родине, но все упирается в деньги. Администрация Мохэ на амурскую делегацию потратила около миллиона рублей, на какие деньги встречать гостей в Тынде - гонщики не знают: в местном бюджете нет и десятой доли этой суммы. - После авторалли у нас возникла идея создания общества автогонщиков в Тынде. Мы уже выбрали площадку, на которой будем соревноваться. Когда окрепнем, пригласим китайцев, - делится планами Сергей Шалыгин. - В этом вопросе мы надеемся на поддержку областного правительства. Ведь такие спортивные, культурные встречи очень важны - они объединяют два наших государства. В следующем году тындинские гонщики собираются снова сразиться с китайцами на авторалли на реке Амуре. Обещают приехать автомобилисты из Благовещенска и Находки, а это значит, что у российской команды больше шансов уехать из Мохэ с главным кубком соревнований.