- Сегодня мы не готовы к отмене лицензирования в строительной отрасли, потому что для этого еще нет соответствующей базы, - считает Александр Николаевич. - В нашей стране уже несколько лет пытаются отменить лицензирование и ввести технические регламенты, которые заменят строительные нормативы и правила. На эти цели в федеральном бюджете было предусмотрено 5 миллиардов рублей, но регламенты до сих пор не разработаны. Кроме того, есть закон о саморегулируемых организациях, которые, по сути, должны будут заменить существующий государственный контроль в сфере строительства. Но, на мой взгляд, это равносильно тому, чтобы пересадить плодоносящее дерево на бесплодную землю. Все-таки, прежде чем отменять лицензирование, необходимо провести в каком-то регионе пилотный эксперимент, и если он даст положительные результаты, то постепенно вводить подобную схему в масштабах всей страны. Иначе на строительном рынке может произойти хаос, а это, безусловно, отрицательно повлияет на качество работ. Другие участники строительного рынка также считают, что сначала предстоит наработать необходимую базу документов, потому что принятый Госдумой закон - это только начало пути. Необходимо время, чтобы саморегулируемые организации сформировались, прошли государственную аккредитацию, разработали условия членства, стандарты и требования профессионального сообщества. Закон предусматривает, что саморегулируемая организация должна включать не менее 25 участников. Еще одно из обязательных условий ее существования - создание внутри организации органа, который будет следить за деятельностью участников. Кроме этого, каждый ее член должен нести дополнительную имущественную ответственность перед потребителями. Минимальная страховая сумма обеспечения ответственности каждого члена СО должна составлять как минимум 30 тысяч рублей в год. Ответственность может также обеспечиваться компенсационным фондом, первоначально формирующимся исключительно в денежной форме за счет членских взносов. Таким образом, если какая-нибудь строительная компания, являющаяся участником СО, не сможет выполнить свои обязательства, то она вполне может рассчитывать на материальную помощь из этого источника. Это в какой-то степени положительный момент, так как государственные лицензирующие службы не отвечают рублем за тех, кому выдали лицензии. Разумеется, что застройщика с сомнительными профессиональными и финансовыми возможностями в организацию не возьмут, иначе фонд просто разорится. В идеале необходим тщательный финансовый и технический аудит каждого претендента. Сегодня, несмотря на государственный контроль, в строительной сфере происходит много нарушений. В Приамурье строительный комплекс представляют более 60 организаций. По данным инспекции Госстройнадзора по Амурской области, 22 из них в прошлом году допустили нарушения в своей деятельности. Почти 70 процентов этих строительных компаний нарушили требования нормативов и правил и около 30 процентов построили объекты без разрешения. Всего в прошлом году инспектора амурского Госстройнадзора провели 1142 проверки объектов капитального строительства и выявили 512 нарушений. При этом только 60 процентов их было устранено. На недобросовестных строителей наложены штрафы на сумму более 2 миллионов 320 тысяч рублей. Из них только чуть более 50 процентов взыскано. Система госконтроля сложилась еще в советское время и с тех пор практически не изменялась. Сами чиновники признают, что она была действенной, когда все предприятия в строительной отрасли были государственными. Сейчас структура строительного комплекса изменилась, большую часть в нем занимают частные предприятия. Рыночные отношения вступили в противоречие с системой госрегулирования. В прежние времена этот механизм работал, потому что была хорошо развита уголовная ответственность, кроме того, действовал ряд ограничений. Например, нельзя было совмещать функции проектирования и строительства в одном лице, так как в этих видах деятельности есть конфликт интересов, сегодня же это не запрещается. Но, по мнению чиновников, уходить из этой сферы государственным органам полностью нельзя. На сегодняшний день оптимальна модель госконтроля строительной отрасли в сочетании с элементами саморегулирования. Тем не менее по схеме саморегулирования работают строители многих европейских стран. Фактически государство оставляет за собой только некоторые регулирующие полномочия. Такие, как, например, ведение реестра саморегулируемых организаций. А нормативную документацию, стандарты и правила разрабатывают ассоциации, союзы и общества. Сегодня нельзя однозначно сказать, приживется ли система саморегулирования на российской почве, ведь предстоит еще наработать необходимую базу документов. Скорее всего, окончательно отношения в отрасли будут законодательно отрегулированы с внесениями изменений в Градостроительный кодекс.