Подгонять никого не приходится, ведь все и так понимают: чем раньше заработает еще один цех по производству молока, тем быстрее фирма сможет погасить кредиты, тем большие возможности появятся для развития предприятия и всего холдинга. Недавно депутат областного Заксобрания Виктор Логачев побывал на «Миланке», поговорил с руководителями предприятия. Председателя постоянного комитета по аграрной политике, в частности, интересовал вопрос о сроках окупаемости подобных животноводческих мегапроектов.

— Первоначально срок окупаемости вложений просчитывался в районе восьми лет, — говорит исполнительный директор ЗАО агрофирма АНК Тамара Муленкова. — Но жизнь внесла коррективы. Ведь не секрет, что постоянно идет спонтанное удорожание материалов, услуг. И это обстоятельство не может не сказаться на реализации наших планов. Так что срок окупаемости скорректирован нами в сторону его увеличения.

По словам Виктора Логачева, в той же ситуации находится и колхоз «Луч», который возводит аналогичную мегаферму. Причем если АНК имеет свою строительную базу и собственные предприятия стройиндустрии, производящие керамический кирпич, железобетонные конструкции, другие необходимые материалы, что значительно удешевляет строительство, то у колхоза этих возможностей нет. При этом срок возврата кредитов, взятых в банке под проект, оговорен жестко: восемь лет, и ни днем меньше.

— Банк рассматривает вопросы удорожания проекта, выдачи дополнительных кредитов под программу, если заемщик сможет доказать по бизнес-плану, что есть такая необходимость, — продолжает Тамара Борисовна. — Но срок возврата заемных средств (руководители АНК просили рассмотреть вопрос об увеличении срока возврата до 10 — 12 лет. — Авт.) банк, как правило, не меняет. Деньги по национальному проекту получены АНК два года назад в Россельхозбанке. Всего получили около 240 млн. рублей. Сейчас проходит процесс дополнительного кредитования в объеме 75 млн. рублей. Без дополнительного финансирования проекта ввод в эксплуатацию всех очередей крупнейшего объекта будет под большим вопросом, считают в АНК. По крайней мере, получив средства, агрохолдинг сразу же начал строительство первой очереди крупного предприятия. К моменту его завершения установили недешевое импортное оборудование, завезли скот, и только тогда (на втором году с момента начала работ) пошла возвратность средств.

Разумеется, как в таких случаях бывает, банк не снимает с предприятия ответственности по уплате процентов по кредитам. Благо еще федеральный центр берет на себя часть ответственности — гасит процентную ставку по целевому кредиту. Между прочим, первый такой «возврат» в объеме 1,8 млн. рублей предприятие получило от государства совсем недавно,1 апреля.

Можно ли считать положение предприятия отчаянным? С такой формулировкой Тамара Муленкова принципиально не согласна.

— Тяжело — да, — говорит она. — Но никакого отчаяния нет и в помине. Более того, в ситуации есть и положительные моменты. Когда делали расчет программы, рассчитывали на увеличение стоимости основного продукта и заложили цену реализации молока в 10 рублей. А сегодня Благовещенский молочный комбинат покупает у нас молоко по 15 рублей за килограмм. Если бы затраты на электроэнергию, накладные расходы на заготовку кормов не опережали рост цен на молоко, тогда бы положение животноводческой отрасли агрохолдинга АНК вообще можно было б считать замечательным.

— В том, что АНК сдюжит в жизненных теснинах и доведет до завершения животноводческий комплекс, сомневаться не приходится, — отметил Виктор Логачев. — Все-таки возможности для маневра и в производственном секторе, и в экономическом у АНК большие. Здесь и корма заготавливают по передовым мировым технологиям, и операторов машинного доения, работающих на современном оборудовании фирмы «Делаваль», готовят столь же дотошно, как это делают в Европе. И зарплата работников на комплексе «Миланка» самая высокая в отрасли во всем Приамурье. И программа социального развития у предприятия серьезная, причем она выполняется. На очереди реализация программы строительства жилья для работников.

— С другой стороны, заметьте, — делает в заключение расклад Виктор Иванович, — в столь комплиментарном духе я сейчас говорю не о колхозе, не о совхозе или сельскохозяйственном производственном кооперативе. Я говорю о самодостаточном мощном холдинге, обладающем нешуточными ресурсами, наработанными за полтора десятилетия, для которого сельхозпроизводство  лишь часть бизнеса. А вот среди руководителей традиционных сельхозпредприятий, давно доказавших свою состоятельность, нашлось не много тех, кто готов построить ультрасовременную мегаферму, рискуя активами предприятия. Знаю, к примеру, что более чем сдержанно относятся к такой идее и руководитель «Амурского партизана» Николай Змушко, и руководитель агрофирмы «Партизан» Геннадий Зражевский, и многие другие руководители крупных коллективных хозяйств. Значит, риски пока еще слишком велики. И нам следует работать так, чтобы в итоге на сельскохозяйственной карте Приамурья появилось достаточно мощных современных предприятий, способных в итоге обеспечить продовольственную безопасность региона.