Сейчас, являясь филиалом холдинга ОАО «Дальневосточная энергетическая компания», Амурэнергосбыт обеспечивает электроэнергией более 6 тысяч предприятий и организаций, а также свыше 215 тысяч жителей Приамурья. Число клиентов компании с каждым годом растет.

Из прошлого в будущее

За почти полувековую историю Энергосбыт пережил множество изменений. Предприятие, созданное как подразделение по сбыту тепло- и электроэнергии, в настоящее время занимается поставкой только электрической энергии. Был период, когда амурские сбытовики исполняли и надзорные функции, но теперь эти полномочия переданы на федеральный уровень.

— Сегодня наша главная задача — это не только продажа электроэнергии и сбор платежей, — подчеркнул директор филиала Амур-энергосбыта Виталий Стороженко. — В условиях реформирования отрасли наш основной фронт работ — организация процесса взаимодействия всех участников розничного рынка электроэнергии. Именно мы представляем интересы потребителей перед поставщиками — энергостанциями и сетевиками, регулируем все вопросы, возникающие в этой цепочке.

По словам энергетиков, 2007 год был очень сложным. Подразделение предприятий по видам бизнеса (генерация, сбыт и транспорт энергии), которое произошло по всей стране, заставило сбытовиков выстраивать отношения с сетевыми организациями. Реформа энергетики Дальнего Востока привела к тому, что Энергосбыт вышел из состава ликвидированного Амурэнерго и стал филиалом ОАО «ДЭК».

Кроме того, Амурэнергосбыт начал работать по новым правилам розничного рынка электроэнергии, которые серьезно изменили взаимоотношения с потребителями. Но, несмотря на все трудности переходного периода, филиалу удалось завершить прошлый год не хуже, чем предыдущий — избежать убытков, получить прибыль, выдержать уровень оплаты. В итоге Амурэнергосбыт признан одним из лучших филиалов в Дальневосточной энергетической компании.

Новшество этого года — переход на пакетное выставление абонентам квитанций на оплату киловатт-часов — также было реализовано без сбоев.

— Итоги первого квартала показывают, что это достаточно удобная форма работы и для потребителей, и для нас, — прокомментировал Виталий Анатольевич. — Хотя сначала возникало много вопросов, сейчас от населения много положительных отзывов. В дальнейшем мы продолжим выставление счетов по этой схеме.

Кадры — залог успеха

Успешная работа предприятия — заслуга сотрудников, считает директор Амурэнергосбыта: «Все благодаря персоналу, который, не считаясь с собственным временем, работал на достижение результата. Спасибо также их семьям». Ставку руководство делает на молодежь. В Амурэнергосбыте трудится около 600 человек, из них 31 процент — сотрудники до 30 лет. Средний возраст персонала — 42 года. Продолжает работать и передавать свой опыт старшее поколение энергетиков, многие из которых отдали предприятию более 20 лет. Это и Виктор Никитович Богавик, Нина Алексеевна Беседина и другие. На предприятии уже сложились трудовые династии. Профессия энергетика связала несколько поколений семей Гнусковых, Лебедок, Бесединых, Власенко.

«Подарок» от должников

Энергетики с радостью отмечают, что амурчане лучше платят за свет, нежели несколько лет назад. Более дисциплинированными потребителями стали предприятия промышленности, сельского хозяйства, транспорта и связи. Увы, но отрасли, которые, так или иначе, зависят от бюджетного финансирования, продолжают «забывать» рассчитываться за электроэнергию. Традиционно в черном списке должников — коммунальщики.

— Сложные территории — Константиновский, Магдагачинский, Сковородинский районы, Райчихинск, Свободный, — привел пример директор Амурэнергосбыта. — Как бы ни хотелось говорить об этом в праздник, мы рассматриваем вопрос об окончании отопительного сезона на этих территориях с 15 апреля. На такие меры нас вынуждают большие долги и нежелание глав администраций системно решать проблемы.

* * *

Досье АП

Амурэнергосбыт ведет свою историю с 1963 года. Именно тогда в Амурэнерго было создано предприятие по сбыту электро- и теплоэнергии и контролю за ее использованием. Сейчас Амурэнергосбыт входит в структуру «ДЭК» и осуществляет продажу электрической энергии почти на всей территории области. В состав Амурэнергосбыта входят 8 отделений: Благовещенское, Белогорское, Райчихинское, Свободненское, Шимановское, Зейское, Тындинское и Сковородинское.

* * *

За свет заплатим через терминалы и «виртуально»

Одна из задач энергетиков — расширение зоны обслуживания клиентов. Чтобы упростить абонентам процедуру оплаты электроэнергии, будут созданы новые «точки» по приему платежей, по урегулированию различных вопросов. Уже в этом году Амурэнергосбыт планирует открыть первый крупный центр обслуживания потребителей в области. Он появится в Райчихинске. Выбор энергетиков объясняется тем, что это достаточно проблемный город по работе с населением. Свои двери центр распахнет предположительно в конце августа — начале сентября. В отдельном помещении в комфортных условиях абоненты смогут оплатить счета за свет и получить ответ на любой вопрос по поводу энергоснабжения. По задумке, для удобства потребителей здесь же будут базироваться специалисты предприятий ЖКХ, которые примут квартплату, и представители сетевой организации, которые дадут консультацию по поводу выдачи технических условий для подключения и прочее. Подобные крупные центры по обслуживанию клиентов появятся в 2009 — 2011 годах в Белогорске, Зее и в областном центре для жителей Благовещенского района. Также будут открываться небольшие абонентские пункты в отдаленных территориях.

Кроме того, скоро амурчане смогут платить за электроэнергию через специальные терминалы — как при оплате сотовой связи. Сейчас решается вопрос с покупкой техники. Планируется, что уже в третьем квартале этого года такая возможность появится у жителей крупных городов, которые обслуживает Амурэнергосбыт, — Белогорска, Зеи, Тынды, Райчихинска. Будут работать энергетики с абонентами и через Всемирную паутину.

— К концу 2008 года мы откроем «виртуальную приемную», — поделился планами Виталий Анатольевич. — Потребители — рядовые жители, и, возможно, уже в этом году юридические лица смогут заходить на интернет-портал и смотреть всю информацию о своем лицевом счете: историю платежей, уровень потребления киловатт-часов, последний выставленный счет, задолженность. В перспективе через Интернет абоненты смогут и рассчитываться за электроэнергию. Вопрос об этом сейчас активно прорабатывается.