Сто тысяч на бензин

Спортсмены отправились в дальние странствия не одни: в качестве тренеров и механиков их сопровождали отцы. Родители знают мотоспорт не понаслышке. Анатолий Акименко — трехкратный чемпион Советского Союза по ипподромным гонкам, дважды становился серебряным призером чемпионата СССР по ледовому спидвею. Брал на льду союзное серебро и Сергей Чайка. Награду более высокой пробы он завоевал в шоссейно-кольцевых гонках. Оба — многократные призеры российских соревнований. Они привили любовь к мотоспорту и своим сыновьям. Столь длительного пребывания на соревнованиях за пределами области у наших спортсменов не было со времен прославленного благовещенского стрелка Геннадия Лущикова, многократного чемпиона мира, Европы, Советского Союза, бронзового призера Олимпийских игр. Амурские спидвеисты отбыли из Благовещенска в конце ноября, а вернулись: Анатолий и Роман Акименко 10 марта, Сергей и Павел Чайка — на 17 дней позже. Правда, последние приезжали домой на Новый год. Неординарен и проезд семейных тандемов к месту ледовых сражений — на личном автотранспорте. На нем они проехали почти через всю страну. Шадринск, Новосибирск, Каменск-Уральский, Уфа, Саранск, Стерлитамак — это не весь перечень городов, в которых гоняли в прошедшем сезоне наши гонщики. Анатолий Акименко засек по спидометру: пробег его микроавтобуса за три с небольшим месяца составил без малого 32 тысячи километров. Произведя простейшие арифметические расчеты, получаем сумму, в которую обошлось израсходованное дизтопливо — порядка ста тысяч рублей! Не намного меньше съело «горючки» авто Сергея Чайка. Чего не сделаешь для любимых чад, тем более если они подают большие надежды. Об источниках финансирования амурского мотодесанта чуть позже, а пока о том, как выступили наши гонщики.

Прорубил окно в мир

Сезон для них прошел в сумасшедшем ритме. Павел Чайка принял участие в 12 гонках, Роман Акименко и того больше — в 17. Редкие выходные проходили без соревнований. Выматывали постоянные переезды из города в город. «В Шадринске мы отгоняли в воскресенье, а во вторник нам надо было уже быть в Москве, — вспоминает Роман. — А это 2200 километров пути. В столице мы получили визы и паспорта, оформили документы для участия в чемпионате Европы. Он начинался в польском Саноке уже в четверг. Все происходило в режиме корабельного аврала».

Главные гонки декабря — отборочные к первенству России. Предвариловку преодолел только Чайка. Из каждого полуфинала выходили в финал по восемь гонщиков. Павел показал второй результат, Роман — девятый. Чемпионом страны стал Виталий Хомицевич, вице-чемпионом — Николай Красников. Оба спортсмена не раз приезжали в Благовещенск на открытый чемпионат Амурской области. Павел Чайка впервые пробился в шестерку сильнейших спидвеистов России. Для попадания в призовую тройку ему не хватило всего двух очков. Зато он получил право побороться за путевку на чемпионат мира. Благовещенец легко завоевал ее, заняв второе место в полуфинале, который проходил в Австрии. Он первым из амурских спидвеистов прорубил окно в мировой спорт. Павел достойно выступил на всех шести этапах, состоявшихся в феврале — марте в России, Голландии и Германии, разместившись в итоговой мировой табели о рангах на почетной для дебютанта восьмой строчке. Первую четвертый год подряд занимает Николай Красников. Выступавшие на благовещенском льду шведы Пер-Олов Серениус и Стефан Свенссон показали соответственно 10-й и 13-й результаты. Неудачно откатал на «мире» чемпион России 2008 года Виталий Хомицевич — лишь 14-е место. Зато отличился его младший брат Дмитрий, завоевавший мировое «серебро». Второй в Европе Состав сборной России на чемпионат Европы комплектуется из молодых перспективных гонщиков. В их число и попал Роман Акименко. Оказанное ему доверие он оправдал полностью, пропустив вперед только Франца Цорна.

Кстати, австриец стал еще третьим и на «мире», где собрались все сильнейшие спидвеисты планеты во главе с Николаем Красниковым. Благовещенский спортсмен также стал бронзовым призером Кубка России и четвертым в юниорском первенстве страны. Очень даже неплохо для 19-летнего гонщика. Далее речь пойдет о куда менее приятном. В прошлом году сборная Благовещенска в составе доморощенных Павла Чайка и Романа Акименко, а также варяга из Усть-Илимска Максима Барабошкина завоевала бронзу на командном чемпионате России. В этом году от бронзового трио остался один Павел. Барабошкин, устав ждать прошлогодней зарплаты, облачился в цвета Новосибирска, в котором гонщикам платят за работу регулярно и больше. Акименко стал защищать спортивную честь далекого Шадринска. «А нас, между прочим, никто не приглашал в благовещенскую команду», — парировал на мой вопрос Анатолий Петрович. Мои подозрения в том, что федерация мотоспорта не является сплоченным дружным коллективом, впоследствии подтвердились.

Дорогое удовольствие

Участие в столь длительном соревновательном цикле потребовало огромных средств. Только одно дизтопливо потянуло на 100 тысяч рублей. Добавьте снова траты на более чем трехмесячное проживание в гостиницах и питание. Еще более весомы расходы на приобретение и содержание техники. Со слов Сергея Чайка, чтобы попадать на чемпионат мира и выглядеть там достойно, надо потратить на нее от 30 до 40 тысяч долларов. Двигатель «Ява» стоит две с половиной тысячи, хороший австрийский — до десяти. За сезон «сердце» мотоцикла приходится менять три-четыре раза. За современный карбюратор надо выложить 1000 евро. Столько же уходит на одно колесо, шипы на котором служат максимум семь гонок.

Как сообщил корреспонденту «АП» председатель федерации мотоспорта Евгений Кросс, цена поездки Павла и Сергея Чайка — почти полтора миллиона рублей. Они взяли с собой выручку от проведения ноябрьского открытого чемпионата области. Правда, значительную часть этой суммы придется возвратить. Пятьсот тысяч выделила фирма «Интеграл». Были и менее солидные спонсоры. Из личных сбережений помог спидвеистам начальник областного управления по физкультуре и спорту Эдуард Тихонов. Как всегда, пришлось расходовать деньги из семейного бюджета. Различные статьи расходов поглотили рубли и евро, заработанные Павлом в коммерческой гонке в Луховицах и на этапах чемпионата мира.

Энтузиазм почти угас

— Не вижу смысла продолжать занятия спидвеем при таком финансировании, — с горечью сказал Сергей Павлович. — На соревнования ездим на свои кровные, технику приобретаем тоже на них. Сейчас будем рассчитываться с долгами. Надоело работать на одном энтузиазме. По технической оснащенности сын уступал всем участникам чемпионата мира. Ну как он может тягаться с Николаем Красниковым из Уфы, которому на одну только техническую подготовку выделяется в год пять-шесть миллионов рублей? Плюс солидная зарплата. Не намного хуже созданы условия для развития ледового спидвея в Тольятти, Саранске, Каменске-Уральском. Даже в Новосибирске, куда уехал Максим Барабошкин. Мы с сыном, наверное, единственные в России, кто занимается этим видом спорта на общественных началах. Роману и Анатолию Акименко в этом плане повезло: им уже несколько лет оказывает финансовую поддержку бывший вице-мэр Благовещенска, фанат авто- и мотоспорта Виктор Черемисин. Тем не менее и им приходится тратить на увлечение сына средства из семейного бюджета. И зарплату им платят только по месту работы — в одном из городских предприятий автосервиса. «Приехали с соревнований, а дома денег нет даже на то, чтобы заплатить за мобильник», — посетовал Анатолий Петрович. Однако завязывать со спидвеем он не собирается. — У меня и Романа есть большое желание работать и дальше. Не сомневаюсь, что через года два-три сын будет выступать в финале чемпионата мира.