К которой так и обращается Святая Церковь: «Ты еси Корень девства и Неувядаемый цвет чистоты». Списки этой иконы прославились в Москве, Воронеже и других местах. Время появления в России этого образа неизвестно. Название «Неувядаемый цвет» связано с песнопениями, посвященными Богоматери. На некоторых списках вместо лилий изображены розы или другие цветы. Издревле в молитвословиях встречается символическое сравнение Пресвятой Богородицы с «неувядаемым, благоуханным цветом». Также наименование Богородицы «Неувядаемый цвет» восходит к канону Иосифа Песнописца.

А происхождение иконы «Неувядаемый цвет» связано с Афоном: по склонам Святой горы росли цветы-бессмертники, считавшиеся символом чистоты. Появление этой иконы относят к XVI — XVII векам. На Русь икона попадает через паломников в XVII — XVIII веках. Один из первых почитаемых списков иконы «Неувядаемый цвет» появляется в Московском Свято-Алексеевском монастыре, стоявшем на месте храма Христа Спасителя в начале XVIII столетия. Ее первое упоминание относится к 1757 году, но, скорее всего, она находилась там и раньше. Вероятно, в это же время или несколько ранее такие же иконы появляются в других храмах Центральной и Южной России. Большинство из них было привезено с Афона, все они — греческого письма. Русские иконописцы обращались к этому образу сравнительно редко.

Известны два типа иконы «Неувядаемый цвет». Первый — тип Одигитрии, Богоматерь держит на левой руке Младенца Христа, цветок лилии держит сам Христос либо Богоматерь. Другой тип — Богоматерь обращена к Младенцу, стоящему на высоком подножии — престоле. Христос в царском облачении: саккос, корона, в руках скипетр и держава. Богородица поддерживает Его левой рукой, а в правой у нее — процветший райскими цветами жезл. Перед иконой «Неувядаемый цвет» молятся прежде всего о том, чтобы сохранить себя в чистоте и праведности, а также о вразумлении при выборе будущего супруга. Обращаются и с молитвой при горестях в семейной жизни, при потере близких людей, в состоянии одиночества.