В редакцию «АП» обратился житель Завитинска, сын которого был исключен из аграрного университета несколько месяцев назад.

«Мой сын Данил Цымбал два года назад поступил в ДальГАУ на факультет ИВМЗ (зоотехники). Его, неизвестно по каким причинам, только на основании докладных воспитателя и коменданта общежития № 4, в котором он проживал, вываляли в грязи, обвинили в постоянном пьянстве и аморальном поведении и выгнали из общежития без доказательства вины, — написал в редакцию «АП» отец отчисленного студента Николай Цымбал из Завитинска. — Когда же мы стали отстаивать права сына и его невиновность, у него под разными предлогами не приняли экзамен, как он ни старался его сдать, и отчислили из университета якобы за неуспеваемость. Верх цинизма администрации заключался в том, что на тот период, когда Данила стали обвинять в алкогольных и аморальных деяниях и после этого выселили из общежития, он был несовершеннолетним. И это не единственный известный мне случай, когда молодых людей отчисляли из данного вуза якобы за неуспеваемость, а на самом деле только из-за того, что студенты посмели отстаивать свои права и человеческое достоинство. Я получил увечье, исполняя воинский долг перед Родиной, и меня приравняли к инвалидам Великой Отечественной войны. В свое время я не смог получить высшего образования и надеялся, что его получат мои дети. Кроме меня, некому больше спасти честь и достоинство моего сына, защитить его от бюрократического беспредела, творящегося в этом учебном заведении. Помогите мне хотя бы вернуть моему сыну доброе имя».

Жизнь по расписке

Если кто-то думает, что в вузе по-прежнему прав преподаватель, тот глубоко заблуждается. Для иногородних студентов бог и царь — комендант общежития. От него зависит жизнь и судьба учащегося. Посмел выступить против системы — живи где хочешь. По словам автора письма, его проблемы с комендантом Ириной Климовой начались сразу после зачисления Данилы в университет и вселения его в общежитие. Женщина заявила, что администрация вуза вовсе не обязана предоставлять всем студентам места проживания.

— Я приехал помочь сыну, — вспоминает Николай Цымбал, — посмотрел, что комнаты, где живут студенты, переполненные. В небольших помещениях проживают по 4 — 6 человек. Вместо положенных по договору шести метров на каждого на деле выходит по два, а в лучшем случае — по три квадрата. А деньги за жилье берут, как написано на бумаге. Еще каждый человек обязан сдать в год по 500 рублей на уборку дворником прилегающих к университету территорий...

На свою голову участник боевых действий указал коменданту, что в общежитии проживают посторонние, которые не имеют никакого отношения к университету, а занимают хоромы. Этим заявлением отец, по его мнению, и вызвал административный гнев сотрудников вуза. В ночь с 26 на 27 июля 2007 года во дворе общежития № 4 была закидана яйцами машина. Зачинщиком хулиганства официально объявили Данилу. Спасло студента только то, что за него вступился друг семьи Сергей Цыбанков. Аспирант этого же учебного заведения в письменном виде уведомил администрацию, что в эту ночь обвиняемый ночевал у него в совершенно другом конце города. После этого комендант общежития, воспитатели и несколько вахтеров стали в унисон заявлять, что семнадцатилетний юноша — хронический алкоголик и нарушитель студенческого спокойствия. За любое нарушение — расписка следующего содержания: «Я, Цымбал Данил, опоздал к закрытию общежития, обязуюсь больше не нарушать правила проживания...» Накопилось таких писулек несколько штук — готовься, студент, к выселению. После нескольких попыток администрации все же удалось избавиться от нерадивого студента.

Несовершеннолетний юноша некоторое время скитался по городу и ночевал где придется. Отец, приехав, уладил вопрос и настоял, чтобы сына снова поселили в общежитии. За это «благо» студент покрасил за свой счет медпункт, убрал стоящую рядом помойку и выложил коменданту полтысячи рублей. С него была взята расписка, что он свою работу компенсировал деньгами, то есть совершил акт доброй воли. Позор дебоширу и пьянице!

Недолго радовались Цымбалы такому малобюджетному варианту. Очередной конфликт разгорелся 4 октября 2007 года — после праздника посвящения в студенты. Воспитатель Наталья Кобыльцова, услышав шум, зашла в секцию, где проживал Данила, по этому поводу коменданту Климовой была написана очередная докладная: «Я поднялась на звуки, которые доносились из секции № 22. Войдя туда, я увидела стол, на котором стояла бутылка пива, а вокруг сидели жильцы, в том числе и Цымбал».

К сожалению, пропустив мимо ушей заявление одного студента, фамилию которого мы по известным причинам не указываем, что Цымбал в этот момент вообще не пил. В течение трех суток мнимый нарушитель был выселен окончательно, при этом никакая экспертиза, подтверждающая наличие алкоголя в крови, не проводилась. Остальных, сидевших около бутылки, простили.

— Он же обещал не нарушать правила, — трясет перед моим лицом пухлой папкой расписок Ирина Климова, — а взял и в половине пятого утра вышел в коридор. Отец, потрясенный такими действиями, обратился в городскую прокуратуру. Ответная реакция — отчисление его сына из университета. Сейчас администрация ДальГАУ готовит ряд отчетных документов на уже бывшего своего студента и считает себя в этом конфликте пострадавшей стороной.

Городская прокуратура подтвердила некоторые факты нарушения жилищных прав студентов, комендант общежития № 4 Климова уже привлечена к дисциплинарной ответственности.

— Мы Цымбала два года за уши тянули, столько времени на него потратили, — заявила проректор по воспитательной работе Светлана Ковалева. — Данила вступительные экзамены на тройки сдал, он и учиться не хотел и ни на один кружок не ходил. Папа в течение первого года обучения ни разу не поинтересовался поведением своего ребенка, а сейчас обвинительные письма пишет. О том, что бывший студент ДальГАУ — отпетый алкоголик и негодяй, не подтвердили ни жительница Благовещенска, у которой квартировал несколько месяцев молодой человек, ни учителя завитинской школы имени Машука, где он десять лет учился.

В этой истории точку ставить рано. Кто прав, кто виноват, решит суд, куда Николаю Цымбалу было предложено обратиться. Вопрос, захочет ли Данила восстанавливаться в это учебное заведение, остается риторическим.

— Хотим восстановить справедливость и наказать виновных, — говорит участник боевых действий.