— Есть древнее церковное правило, которое запрещает присутствие людей некрещеных и невоцерквленных на основной части главного православного богослужения — Божественной литургии, когда совершаются чин пресуществления Святых Даров и таинство Святого Причастия. Смысл такого запрещения состоял в том, чтобы церковное таинство не оказалось поводом для непонимания или профанации со стороны людей внешних, нецерковных. Сейчас, когда богослужение является наиболее действенным способом проповеди, который есть в православной церкви, наверное, нельзя говорить о необходимости безусловного соблюдения этого древнего запрета.

Если некрещеный человек из любопытства или из других незлых побуждений испытывает желание прийти в храм, то он может спокойно туда идти. Просто, находясь в храме на богослужении, некрещеному лучше не проходить вперед, не выставлять себя напоказ, чтобы невольно не смущать прихожан незнанием элементарных действий. Лучше встать где-нибудь в стороне, где и самому можно будет не смущаться тем, что другие обращают на его незнание внимание. Если человек некрещеный, то ему не следует накладывать на себя крестное знамение. Не надо также стремиться вызывать у себя какие-то экзальтированные чувства умиления, вдохновения. Надо постараться постоять на службе тихо и спокойно и внимательно прислушаться к тому, как душа и сердце отзовутся на то, что происходит в храме.

Иконы Богородицы 

Старорусская (празднование 17 мая)

«Старорусская» — одна из знаменитых богородичных икон, связанных с новгородской землей. Празднование в честь этой иконы совершается 17 мая, в день ее появления и творения чудес в Тихвине (1570 г.). Согласно народному преданию, икона была привезена в Старую Руссу из греческого города Ольвиополя в конце Х века. Начало творения ею чудес связывается с временами Ивана Грозного. Около 1570 года в северных странах свирепствовало моровое поветрие. По откровению, бывшему одному благочестивому жителю Тихвина для избавления от этой смертоносной эпидемии необходимо было «обменять» чтимые иконы Тихвина и Старой Руссы. Тогда рушане и отдали свою икону Богородицы в Тихвин, а тихвинцы один из списков своей святыни — Тихвинской Богородицы — послали в Старую Руссу. Жители Старой Руссы хотели вернуть свою святыню себе. Около 1787 года они отправили ходатая Илью Красильникова к тихвинцам за иконой. Получив в Тихвине отказ, Красильников заказал точную копию старорусской иконы, которая и была принесена в собор Спасо-Преображенского монастыря Старой Руссы 4 мая (17 по новому стилю).

Спустя время эта копия прославилась чудотворениями, неоднократно являя целительную силу. Однако жители Старой Руссы не утратили желания и надежды вернуть саму святыню, и с 1805 года начинается знаменитая их тяжба с тихвинцами, длившаяся более 80 лет. Тихвинцы не желали уступать святыню, аргументировали свои отказы отсутствием достоверных письменных свидетельств о принадлежности иконы Старой Руссе и указывали на длительность пребывания иконы в Тихвине, а в доказательство своего глубокого почитания иконы приводили описания невероятно богатого оклада Старорусской иконы, выполненного усердием тихвинской купеческой четы Климовых в конце ХVIII века. В 1854 — 1855 гг. архимандриты Петр и Владимир выполняют новую роскошную сребропозлащенную ризу, демонстрируя заботу о чтимом образе. Однако жители Старой Руссы настойчиво требовали возвращения иконы, которую считали своей. Наконец в 1888 году по распоряжению Синода чтимую икону торжественно перенесли на руках из Тихвина в Старую Руссу, поместили ее в соборе Спасо-Преображенского монастыря. В Тихвине осталась точная копия этой иконы. В 1891 году был закончен храм Старорусской иконы Божией Матери, на освящении которого был сам Иоанн Кронштадтский. С приходом советской власти икону, по свидетельству местных жителей, «разорили», сняв с нее серебро и драгоценности, и передали в краеведческий музей. В августе 1941 года, во время оккупации, икона исчезла и до сих пор не найдена.