За долги надо платить

Причиной создания новой компании стала критическая ситуация с поставками топлива в территории области. Прежде функции по организации централизованных поставок были возложены на департамент ЖКХ, а затем на ГУП «Облкоммунсервис». Источниками финансирования закупок, помимо областного бюджета, была целевая финансовая поддержка Минфина РФ. Однако в 2007 году в федеральной поддержке было отказано, в итоге долги «Облкоммунсервиса» перед главным поставщиком топлива — ЗАО «Русский уголь» достигли 150 миллионов рублей. В итоге угольное предприятие прекратило поставки ГУПу. Тогда муниципальные предприятия ЖКХ заключили с «Русским углем» прямые договоры. Однако свои обязательства по ним выполнить не смогли — долги городов и районов за уже поставленное топливо превысили 186 миллионов рублей. В итоге в ноябре 2007 года — в разгар отопительного сезона — угольщики остановили отгрузку топлива для территорий.

— Все это ставило под угрозу прохождение отопительного периода, — говорит заместитель генерального директора ООО «МКС» Артем Палладий. — Вопросы обеспечения теплом находятся в полномочиях органов местного самоуправления, но ответственность за ЧС несет непосредственно губернатор. Поэтому, учитывая сложную ситуацию, областное правительство и депутаты областного Совета приняли решение о создании общества с наделением его уставным капиталом для постоянного наличия оборотных средств.

В областной бюджет на 2007 год были внесены изменения, в результате в нем были предусмотрены расходы на предоставление субсидий бюджетам муниципальных образований. Эти средства в размере 275 миллионов рублей пошли на софинансирование муниципальных программ в части формирования уставного фонда межмуниципального предприятия. По словам Артема Палладия, централизация поставок через единое предприятие — успешный опыт, применяемый в большинстве российских регионов. Такая схема обеспечивает не только контроль за деятельностью предприятий ЖКХ в территориях, но и дает гарантию сезонных поставок и снижает стоимость топлива.

— Долгие годы местные коммунальные предприятия работали по давно отработанной схеме: каждый год закупали топливо на одно предприятие, затем банкротили его, а на следующий год с нуля создавали новое, а долги за уже поставленное топливо списывали на банкрота, — рассказывает юрист ООО «МКС» Денис Легенкин. — В итоге долги территорий накопились, как снежный ком.

Это притом, что в муниципалитеты постоянно направляются субсидии на расчеты за уголь, однако зачастую местные администрации предпочитают тратить их на свои цели. Потому что знают, что губернатор и правительство все равно не дадут замерзнуть.

— Придя в ноябре, нам удалось наладить диалог с «Русским углем», — говорят в МКС. — Мы провели масштабную работу: создали реестр коммунальных предприятий, существующих в городах и районах, подняли акты сверки и все существующие долги — порядка 300 миллионов рублей — переуступили на себя. Только после этого отгрузка возобновилась, и уголь пошел в территории. В итоге мы сделали все, чтобы эта зима прошла без ЧС, и это нам удалось.

Нарушений нет

Учредителями ООО «МКС» выступили 27 администраций городов и районов, за исключением города Благовещенска и поселка Углегорск . В этих территориях, говорят руководители компании, уже налажены свои поставки топлива. По словам руководителей предприятия, на момент учреждения компании все муниципалитеты вносили в уставный капитал чисто символическую сумму — по 500 рублей, поэтому зарегистрированное ООО имело минимальный уставный капитал. Затем было принято решение о выделении территориям дополнительной финансовой помощи, которая и распределилась в качестве взноса в уставный капитал. Суммы формировались в зависимости от задолженности муниципалитета в процентном соотношении.

— Без наличия оборотных средств работать практически невозможно, — рассказывает Денис Легенкин. — Ведь если уголь можно закупить в рассрочку, то мазут поставляется по 100- процентной предоплате. У нас в области много крупных потребителей жидкого топлива. Например, одному Белогорску необходимо 5 тысяч тонн в месяц: при цене тонны мазута в 11 тысяч рублей расходы на его закупку составляют 60 миллионов рублей. Поэтому для территорий были выделены средства, которые пошли в качестве взносов в уставный капитал, чтобы ежегодно не выделять деньги на эти цели.

По словам руководства МКС, сверхприбылей от централизованных поставок компания не имеет: топливо компания продает по цене поставщика, выставляя за организацию поставки вознаграждение в размере 0,5 процента от стоимости топлива. Сейчас компания ведет подготовку к предстоящему отопительному сезону. Однако, учитывая неоплаченные долги, его проведение может быть под вопросом.

— Сейчас наша задача — собрать с предприятий ЖКХ деньги, которые субсидиями направляются им из областного бюджета, — говорят в МКС. — Ведь если деньги приходят на оплату топлива, то надо сделать так, чтобы они пошли по назначению. Необходимо сделать все, чтобы к новому отопительному сезону предприятия ЖКХ подошли без старых долгов. Ведь какой поставщик согласится приходить в регион при такой громадной задолженности за прошлые годы?! Поэтому мы ведем работу, чтобы до начала отопительного сезона покрыть львиную долю задолженности.

Эффективный контроль

Еще один неоспоримый плюс работы МКС — строгий контроль за расходованием топлива на предприятиях ЖКХ городов и районов. Прежде потребление угля на котельных никто не контролировал, в итоге топливный баланс области был серьезно завышен.

— Мы взяли предприятия на короткий поводок и контролируем расходы топлива и по углю, и по мазуту, — говорит Артем Палладий. — Ведь доходит до того, что предприятия, экономя топливо, сами себе продают свое же топливо. Предприятия ЖКХ также накапливают задолженность и перед собственниками складов хранения, оказывающими услуги разгрузки, погрузки и хранения топлива. Сейчас мы берем суточные расходы предприятий, разбираемся, где потребили свыше норматива, выясняем почему. С учетом достаточно теплой зимы, а также благодаря такому вот контролю за расходованием топлива мы сэкономили свыше 200 миллионов рублей.

Эти деньги легли бы на плечи областного бюджета, которому пришлось бы урезать какие-то не менее важные статьи, расплачиваясь за топливо. В перспективах ООО «МКС» планирует взять под контроль и склады хранения угля, где, к сожалению, тоже не все прозрачно. Таким образом, а также с учетом модернизации объектов ЖКХ топливный баланс, а значит, и расходы области с каждым годом будут уменьшаться.

Кстати

Из всех городов и районов Приамурья ООО «МКС» назвало единственного добросовестного потребителя топлива — Шимановский район, который имеет минимальный долг в 300 тысяч рублей. Среди злостных должников Белогорск (120 миллионов рублей), Свободный (66,5 миллиона), Бурейский район (52 миллиона), Михайловский (17 миллионов рублей).