Наш корреспондент попытался разобраться, почему вот уже пять лет железнодорожники и чиновники не могут найти общий язык. ОАО «РЖД» еще три года назад передало в областную либо муниципальную собственность практически все объекты ЖКХ, находящиеся на территории Амурской области. Единственным проблемным районом оказался Сковородинский. Здесь руководство райцентра отказалось принимать от железнодорожников котельные, водозаборы, очистные сооружения и другие коммуникации. При этом коммунальные предприятия района перестали платить ЗабЖД деньги за предоставленные тепло и воду — общий долг превысил уже 120 миллионов рублей. Мэр Сковородина Татьяна Конюшихина соглашается, что ситуация с задолженностью критическая, но ставить свою подпись под документами о передаче объектов городу категорически отказывается.

— Вся проблема как раз в многомиллионных долгах, — обосновывает свой отказ Татьяна Конюшихина. — Население, которое раньше из-за популистских решений главы района платило за квартиру копейки, сегодня крайне неохотно отдает четыре тысячи рублей за то, что раньше было практически бесплатным. Мне предлагают принять котельную, для работы которой в год необходимо около 80 миллионов рублей. Где взять эти деньги, если бюджет города в несколько раз меньше? Если мы принимаем объекты, нам нужно создавать у себя предприятие. Кто у нас будет работать летом, когда нужно готовиться к зиме? Люди, работающие в железнодорожной организации, уйдут на три месяца в отпуск в связи с ликвидацией предприятия и будут получать пособие, которое выше, чем зарплата у наших работников. Сегодня это отлаженное производство, за которым стоит мощная компания, а нам предлагают все это перечеркнуть и разрушить систему.

— Сложившаяся в Сковородине ситуация связана с тем, что местные власти давно отстранились от решения проблем ЖКХ и не хотят брать на себя ответственность за нормальную жизнь города. Администрация района действует по удобной для них схеме — создает коммунальное предприятие, обслуживающее все населенные пункты, а через некоторое время банкротит его и открывает новое МУП или ООО. Оно в свою очередь тоже обречено на скорое банкротство в связи с непостоянными платежами, — высказывает свою позицию заместитель начальника отдела инфраструктуры Свободненского отделения ЗабЖД Анатолий Максименко. — Городские власти никаким образом изменить ситуацию не пытаются и действуют по принципу: нет имущества — нет проблем.

Муниципальные предприятия ЖКХ, кроме как благоустройством городских улиц, ничем не занимаются, в итоге содержание коммунального хозяйства полностью ложится на нас. За прошедший отопительный сезон ЗабЖД потратила на содержание и текущий ремонт главной котельной города и объектов водоснабжения 69 миллионов рублей. За это время МУП «Сковородинские коммунальные системы», созданное местными властями, не перечислило дороге ни рубля. Из-за отсутствия финансирования все инженерные коммуникации в городе сегодня находятся в плачевном состоянии. В ноябре прошлого года в 40-градусный мороз в Сковородине произошел порыв неподготовленной к зиме теплотрассы. Из-за этого половина жителей осталась без отопления. Такие аварии в городе возникают каждую зиму, но что-либо сделать ни местная власть, ни железнодорожники не могут: и первые, и вторые ссылаются на нехватку денег.

— У наших соседей есть печальный опыт приема железнодорожных котельных. В Магдагачах этой зимой, чтобы не заморозить трубы на центральной котельной, уголь возили из Зеи, такие же проблемы с топливом были в Уруше Сковородинского района. Я уверена, что если мы примем городскую котельную, то нам не избежать этих и многих других проблем, — говорит Татьяна Конюшихина. — Мне непонятна позиция железной дороги: есть документ, в котором четко сказано, что без согласия Правительства России передавать ведомственные объекты жизнеобеспечения нельзя. Я не видела такого постановления, зато у меня есть большая папка многообещающих документов от ЗабЖД, решения по которым не выполняются. Железнодорожники подчеркивают, что в ноябре 2007 года губернатор области Николай Колесов и начальник ЗабЖД Сергей Тимофеев подписали соглашение о безвозмездной передаче объектов тепловодоснабжения в муниципальную собственность Сковородина. Но подготовленные к передаче объекты ЖКХ из-за сопротивления главы города не могут пройти государственную регистрацию.

— Для подготовки котельной и объектов водоснабжения Сковородина нужно более 2,5 миллиона рублей. Несмотря на многомиллионные долги, дорога продолжает вкладывать деньги на подготовку к отопительному сезону, но железная дорога — самостоятельный хозяйствующий субъект со своим бюджетом, обязательствами перед многотысячным коллективом, миллионами пассажиров и грузоотправителями. Мы не можем позволить себе роскошь тратить немалые деньги на исправление чужих ошибок и недоработок, — заявляет Анатолий Максименко.

Между тем Татьяна Конюшихина говорит, что согласится подписать документ о передачи только при одном условии — если имущество перейдет на баланс областного предприятия «Коммунальные системы БАМа», которое обслуживает котельные на севере Приамурья. Железнодорожники упрямство мэра не понимают и говорят, что оно может дорого стоить жителям города, которые зимой могут вообще остаться без отопления. Все подразделения ОАО «РЖД» в Сковородине уже перешли на альтернативные источники выработки тепла, чтобы не зависеть от работы центральной котельной, из-за которой и разгорелся спор. Сковородинский район.