Пьеса «Двадцать минут с ангелом» написана Александром Вампиловым в 1962 году. Но она интересна и сегодняшнему театру, и сегодняшнему зрителю, ведь драматург поднимал не бытовые, а бытийные проблемы. История, которая начиналась как заурядный бытовой анекдот, выросла к финалу в приговор меркантильному и бездушному обществу, которое спохватывается о своих ошибках, когда уже ничего нельзя исправить. Двое командировочных так хорошо «погуляли» в чужом городе, что остались лишь с мелочью в кармане, которой не хватает даже на пиво. От отчаяния один из них высунулся в открытое окно гостиничного номера и начал просить у людей денег. И вдруг явился - ангел или демон - и предлагает сто рублей. Просто так, без отдачи. Конечно, в пьесе некоторые вещи звучат архаично: молодежь, возможно, уже и не знает, что 3.62 - это цена бутылки водки, а 100 рублей - огромные для 1962 года деньги. Зато остальное понятно. Вполне приличные с виду, в меру забитые командировочные «совки» расслабились по полной программе вдали от дома. Есть и причина: нужно снять стресс от ежечасного унижения в «совковом» обществе, где даже уборщица в гостинице (актриса Ольга Долгая) по-хамски орет на постояльцев, как на крепостных. Поначалу командировочные, несмотря на свое «моральное разложение», вызывают некоторое сочувствие. Приговором их поведению звучат слова уборщицы Васюты, воспитывающей внучку и берегущей каждую копеечку. Но окончательным вердиктом становится появление агронома, предлагающего сто рублей немедленно и безвозмездно. Агроном Хомутов (Сергей Мартынов), человек деревенский и открытый, нежданно явился в гостиничный номер, словно ангел всенародного похмелья и словно живое воплощение добра. И исстрадавшиеся мужики, вместо того чтобы с благодарностью принять помощь, едва ли не распинают на кресте агронома: а вдруг он втягивает их в аферу, вдруг он эти деньги украл? Никто не верит в бескорыстие, отзывчивость и добро. Человечество уже почти две тысячи лет живет по Новому завету, но нравы не меняются. Независимо от того, строит общество коммунизм или погрязло в капитализме. Ужасающий прагматизм, угроза нравственного опустошения, потери идеалов, без которых жизнь обессмысливается, сегодня едва ли не норма жизни. Вот о чем этот спектакль. Даже молодожены в соседнем номере вдруг выяснили, что невеста с машиной лучше, чем без нее, а в любовь верят только дураки. А агронома Хомутова стать ангелом-спасителем заставило раскаяние - некогда ему было мать при жизни навестить, и только похоронив мать, он осознал, что должен хоть одно доброе дело сделать. И факт, что его не поняли, он принимает как заслуженное наказание. По словам другого писателя-сибиряка, Валентина Распутина, главный вопрос, который Вампилов всегда задает в своих пьесах: останешься ли ты, человек, человеком? Ведь обстоятельства бывают разные. Спектакль вырос из студенческого отрывка, который Полина Сидоренко несколько лет назад ставила со студентами проекта «Театр. 21-й век», обучавшимися на базе театра кукол. Вчерашние студенты сегодня составляют костяк молодежной труппы, а отрывок превратился в полноценный спектакль. Социально-нравственную драму человека 70-х годов, написанную Вампиловым, режиссер постаралась проиллюстрировать в стиле молодежного театра. Поэтому наряду с размышлениями о человеческой сути на сцене периодически возникают посторонние персонажи, не дающие зрителю скучать. У молодежного театра от спектакля к спектаклю все ярче прорисовывается индивидуальный творческий почерк. Главное, чтобы не наработались собственные штампы и повторы. Финал спектакля, после достаточно жесткого разговора со зрителем, не обличающий, а, наоборот, примиряющий и по-женски нежный. Ведь жизнь продолжается, и как бы мы ни ошибались и чего бы ни натворили, нужно покаяться и жить дальше.

Возрастная категория материалов: 18+