Между двумя датами - ровно полгода... Кажется, об этом человеке сказано абсолютно все. При жизни на его творчество был наложен строгий запрет. То, что Высоцкого любил простой народ, его, конечно, радовало, но еще больше он хотел официального признания. «Власть делает все, - говорил он Марине Влади, - чтобы появилось ощущение, что меня нет». Сегодня на книжных полках появляются все новые и новые книги, как стихов Высоцкого, так и рассказов об их авторе. Аудио- и видеоматериалы, связанные с его творчеством, можно свободно приобрести в любой торговой точке. Государственный музей Владимира Высоцкого недавно обратился к россиянам с просьбой присылать любую информацию о любимом барде. «Амурская правда» с 2001 года регулярно рассказывает на своих страницах о величайшем поэте ХХ века. Причем делает это, не выкачивая сведения из Интернета. Мы пишем об амурчанах, жизненные тропы которых когда-либо пересекались с Владимиром Семеновичем. У театрального порога Только одно стихотворение (из тысячи) было опубликовано в советской прессе при жизни автора. Ни о каких официальных концертах Высоцкого не могло быть и речи. Увидеть и услышать любимого автора можно было только в столичном театре драмы и комедии на Таганке, где он работал актером с 1964 года. Но зрительный зал был рассчитан лишь на 350 человек. Чтобы взять билет на спектакль с участием Высоцкого, люди занимали многотысячную очередь у кассы театра. Составляли список желающих, получали порядковые номера. Каждые четыре часа следовало приходить к кассе и отмечаться. Опоздавшего к сверке тут же безжалостно вычеркивали. Отмечались даже ночью. И так несколько суток подряд. Тем не менее такие мытарства не гарантировали приобретение билета. Один благовещенец в 1979 году после нескольких безуспешных попыток попасть на Таганку, решил запечатлеть Высоцкого на кинопленку, когда тот придет вечером на спектакль. «Я уже тогда считал, - говорит он, - что Высоцкий - великий человек». Мужчина приобрел в ЦУМе высококачественную для тех лет немецкую кинокамеру, приехал к театру и принялся ждать. Он знал, что актеры приходят на службу через черный ход. Амурчанин был не один, он влился в толпу поклонников, желавших хоть на минуту увидеть своего кумира. Все актеры пришли, а Высоцкого не было. До начала спектакля оставалось минут 15. Фанаты решили, что Высоцкого уже не будет. «Он возник как-то внезапно, - рассказывает амурский поклонник. - «мерседес» - диковинная машина по тем временам - буквально подлетел к нам. Высоцкий в белом костюме выскочил из автомобиля и стремительным шагом прошел мимо. Двигался легко и непринужденно, но во всей его фигуре чувствовались мощь, сила, личность. Никто из толпы не произнес ни слова. Я сам был как во сне. Только когда за Высоцким захлопнулась дверь, я вспомнил о кинокамере. До сих пор не могу себе простить подобную оплошность». В двух шагах от кумира Известный амурский прозаик, работник телевидения, ныне перебравшийся на запад, Виктор Рыльский тоже однажды столкнулся с Высоцким. В середине 70-х годов ГТРК «Амур» командировал его в Москву дней на десять на повышение курсов квалификации. Виктор сразу же стал просить столичное руководство достать ему билет на Таганку. «Гамлет» идет раз в месяц, - объяснил ему «культорганизатор», - он только что прошел. Бери билет на спектакль «Пристегните ремни», где Высоцкий играет небольшую роль, но поет свою песню». Рыльский был и этому несказанно рад. Буквально вырвал билет из рук и бросился в театр. Его помещение, к удивлению Виктора, оказалось невероятно маленьким. От первого ряда до сцены - рукой подать. Досталось счастливому писателю боковое место четвертого ряда. Однако когда он заглянул в программку, радость мгновенно исчезла. Роль летчика играли два актера. Хотя фамилия Высоцкого стояла первой, но галочка, сделанная карандашом, стояла у второй фамилии. «С сегодняшнего дня решили ввести дублера, - услышал Виктор голос завзятого театрала с соседнего ряда. - У Володи катастрофически не хватает времени. Съемки в кино, записи на радио, концерты...» Тяжело вздохнул амурчанин, но делать было нечего. Остался смотреть спектакль. Актеры играли хорошо, но отсутствие любимого поэта раздражало Виктора. Где-то через полчаса он заметил, что часть зрителей развернулась на 180 градусов и смотрит в его сторону. Рыльский тоже повернул голову направо и оторопел от неожиданности. Буквально в двух шагах от Виктора в дверном проходе стоял Владимир Высоцкий и с нескрываемым интересом смотрел на сцену, где дублер исполнял его песню. В зале царил полумрак. Высоцкий стоял в служебном проходе и, вероятно, считал, что его никто не заметит. «Я, совершенно забыв о сцене, самым бесцеремонным образом разглядывал своего кумира, - рассказывает Рыльский. - Вдруг наши взоры столкнулись. Мне стало неудобно, что я вот так его разглядываю, я сильно стушевался, а он, по-видимому, понял мое состояние и как-то по-детски улыбнулся. Руками развел, мол, извини, что отвлекаю тебя от спектакля... Но в этот момент, должно быть, уже весь зал увидел Высоцкого. Послышались выкрики: «Володя, давай на сцену!» Высоцкий мгновенно нахмурился, явно раздосадованный реакцией зрителей, резко развернулся и ушел. Он видел Гамлета неоднократно Больше всех амурчан, стремившихся попасть в легендарный театр, повезло выпускнику Благовещенского медицинского института Владимиру Жижину. В 1975 - 76-х годах он учился в столичной аспирантуре. Если бы не его приятель Гарик Антимони, который тоже закончил нашу альма-матер, конечно, Владимир повторил бы печальную участь двух предыдущих героев этой статьи. Гарик же, человек высокой культуры и необыкновенного обаяния, каким-то образом лично познакомился с режиссером театра на Таганке Юрием Любимовым. И когда Жижин попросил у него билет на «Гамлета», тот вздохнул, но сказал: «Тяжело, но попробую». И вскоре принес заветный прямоугольник бумаги, из-за которого у театральной кассы бушевали нешуточные страсти. Стоил билет 1 рубль 40 копеек. На черном рынке - 20, а то и 30 рублей. В общей сложности, благодаря инициативе Антимони, Владимиру удалось семь раз побывать на Таганке. «Гамлета» же он видел дважды! Редкий столичный чиновник высокого уровня может похвастаться таким достижением. - Я был подготовленным человеком, - говорит Жижин, -знал, что Любимов воплощает в труппе систему Бертольда Брехта, но увиденное превзошло все мои ожидания. Постановка «Гамлета» была моим первым знакомством со знаменитым театром - все остальные спектакли, которые я видел впоследствии, явно проигрывали ему. Никогда не забуду, как первый раз увидел Высоцкого. Артист сидел в глубине сцены, перебирал струны и что-то тихо напевал. Вдруг из-за кулис послышался голос Любимова: «Высоцкий, уйдите со сцены! Спектакль начинается». Тогда артист поднимался, выходил на самый край авансцены и пел песню на стихи Бориса Пастернака: «Гул затих. Я вышел на подмостки». В зале наступала мертвая тишина. Владимир улыбается: «У меня хранится программка и билет с того самого первого спектакля на Таганке. Остальные шесть - втихаря уволокли коллеги-аспиранты. Поэтому храню этот раритет как зеницу ока. Так же, как свою любовь к великому поэту и артисту, так мало прожившему на свете, но так много оставившему нам, его современникам, и, надеюсь, нашим потомкам».

Возрастная категория материалов: 18+