В частности, о том, что Александр Исаевич в апреле этого года первым поддержал книгу о БАМлаге, сделав первый денежный взнос на ее издание. Автор «Архипелага ГУЛаг» не мог остаться равнодушным к этому масштабному проекту. Общественный совет по выпуску этой книги, который возглавляет писатель Борис Черных, наверняка отразит этот факт в самом издании, когда оно увидит свет. В Благовещенске Александр Исаевич был в июне 1994 года, когда он, вернувшись из Америки, проезжал по России от Владивостока до Москвы. Писатель-изгнанник знакомился с новой для него страной, ведь в середине 1970-х он был депортирован из Советской России, а вернулся уже в Россию постперестроечную. И вникать в новую реальность он начал не с «парадного подъезда», со знакомства не со столичной жизнью, а с провинцией. На вокзале собралось много людей. «Нет, это была не встреча «Христа с народом», - писала «АП» от 8 июня 1994 года. - Не было ожидания какого-то суперпророчества. Нет, люди пришли просто взглянуть на того, о ком хорошо знали, кого читали когда-то буквально «под одеялом», а теперь - в открытую. Простой, может, даже внешне - слишком простой. Офицерская полевая сумка в руке, вторая - через плечо. Ни галстука, ничего другого из официоза. «Не ожидал, что будет столько народа... Думал, спокойно уеду в гостиницу, и все... Спасибо вам, что пришли!» В Благовещенске автор «Одного дня Ивана Денисовича» и «Архипелага ГУЛаг» имел встречи с тогдашним губернатором Приамурья Владимиром Полевановым и архиепископом Благовещенским и Тындинским Гавриилом. Владыка Гавриил подарил писателю аудиозаписи с духовными песнопениями. В Приамурье Солженицын пожелал посетить «простую русскую деревню», и его повезли в Марково Благовещенского района. Там, помимо официальной встречи с жителями, Александр Исаевич решил просто прогуляться по сельской улице и накоротке пообщаться с крестьянами, что называется, за жизнь. Побывал он на погранзаставе имени Павленко, на берегу Амура и в школе. - У нас тогда шел ремонт, - вспоминает Раиса Николаевна Барановская, она была в 1994 году директором Марковской школы. - Собралось несколько педагогов, которым хотелось пообщаться с писателем, удалось задать ему несколько вопросов. Он был очень простой в обращении, чисто русский, хотя и из Америки приехал. Абсолютно незаносчивый, хоть и Нобелевский лауреат и вообще человек с мировой известностью. Очень уважаю его как писателя - читала и «Архипелаг ГУЛаг», и «В круге первом». Он писал честно и справедливо, за что и пострадал. В Благовещенске Солженицын поселился в гостинице «Дружба», в 37-м номере, что вызвало определенный юмор у журналистов (ассоциации с 1937 годом, знаковым в творчестве писателя). Один день он потратил на поездку в Китай, а затем отправился дальше по России. Журналист «АП», поэт и бард Александр Бобошко вспоминает, как умудрился передать Солженицыну свои стихи. - Солженицын - кумир моей юности. Когда его депортировали из России, я написал в знак протеста стихи, - рассказывает Александр Бобошко. - Там были такие строки: Подкосили, подкосили,провели ножом по горлу, обеднела ты, Россия,без таких - отважных, гордых». Это стихотворение наш коллега хотел передать Солженицыну прямо на вокзале, но подойти к писателю ему не удалось - выйдя из вагона, Александр Исаевич быстро сел в машину. Собравшиеся не расходились, они просили писателя выступить перед ними. Тогда Александр Исаевич произнес краткую эмоциональную речь - о патриотизме, о той стране, которую он уже увидел. Наступила пауза. - Мне пришлось закричать: я поэт, хочу передать Солженицыну стихи, - продолжает Бобошко. - Народ меня поддержал, мои стихи по цепочке по рядам, из рук в руки, передали Александру Исаевичу. Он кивнул и положил их в свой планшет. Но мне хотелось пообщаться с писателем. По радио услышал объявление, что на следующий день на набережной Амура Солженицын будет беседовать с людьми. Собралось нас несколько человек, а его не было. Мы прошли в гостиницу «Дружба» и узнали, что писатель в этот день был в Китае. Рванули на таможню, но разминулись. Тогда отправились на вокзал. И в вагончике, который служил гостиницей, мы нашли Александра Исаевича. Обратились к молодым людям, которые стояли возле вагона. Один из них оказался сыном писателя Ермолаем. Мы познакомились. Ермолай объяснил отцу: вот бард, у него гитара с собой, хочет побеседовать, спеть. «Никаких гитар. Я занят», - резко ответил писатель. Встреча это или нет - не знаю, но ощущение, что рядом стоял с великим человеком, я испытал. Заведующему кафедрой литературы БГПУ, профессору, доктору филологических наук Александру Урманову посчастливилось быть лично знакомым с Александром Исаевичем, встречаться с ним и переписываться. - Около 15 лет я занимаюсь научным изучением его творчества, - говорит Александр Урманов. - Я рад, что Александр Исаевич откликался на мои работы и что успел выйти в свет и дойти до него международный сборник научных статей, выпущенный в Благовещенском педуниверситете и приуроченный к юбилею писателя. Для меня Солженицын - самый выдающийся русский художник 20-го столетия. Протопоп Аввакум, Пушкин, Достоевский, Солженицын - это явление русского духа одного ряда -вершинной кульминационной точки развития национального самосознания. Степень его воздействия на литературу, на современный исторический процесс и, самое главное, на душу русского человека беспрецедентна, и она будет только возрастать. Для меня Александр Солженицын - это и художник, который соединил разорванную было связь с тысячелетней русской православной культурой, с нашим национальным духовным достоянием. И художник, который опередил свое время.

Возрастная категория материалов: 18+