Что должен чувствовать христианин во время и после причастия? Ирина А., Благовещенск». На вопрос читательницы отвечает секретарь Благовещенской епархии иерей Олег Волочай: - Каждый раз, непосредственно перед причащением, священник произносит слова молитвы, в которых предупреждает причастников, что Святое причастие может быть «в суд или во осуждение». Определенную часть верующих эти слова заставляют искать в себе некоторые чувствования, по которым причастник мог бы определить, «во исцеление» или «во осуждение» он причащается. По учению святых отцов, причащаться нужно не в ожидании каких-то переживаний, а с чувством своего глубокого недостоинства, как больной приходит к врачу для исцеления, так причастник - для прощения грехов. Святитель Игнатий (Брянчанинов) говорит, что тот, кто часто согрешает, не ощущает благодатной радости, поскольку такая радость ему непривычна, он не в состоянии ее воспринять, оценить, прочувствовать. Например, грубый человек не понимает и не чувствует красоту и гармонию классической музыки или поэзии, поэтому никакой радости от слушания музыкального произведения или стихотворения не получает. А в том, что касается духовных понятий, имеется еще более тонкое устроение. Потому, в зависимости от Промысла Божия, мы можем ощутить в себе радость от Святого причастия, а иногда - нет. А святитель Феофан Затворник объясняет, что далеко не всегда человек должен что-то переживать, причащаясь. Это бывает порой очень неполезно, потому что многие начинают через такие переживания самопревозноситься. Объективно благодать Божия все равно действует на нашу индивидуальную духовность, даже если мы сразу это и не ощущаем. Святые отцы говорили, что большей частью благодать действует невидимо. Если у человека нет на совести отягчающих смертных грехов, если он поговел, должным образом помолился, исповедался и причастился - таинство совершилось: Господь вошел в наши сердца и наши души. Поэтому когда кто-то говорит, что чувствует радость после причащения, то должен знать, что далеко не всегда эта радость благодатная. Это может быть неким самовнушением или даже действием прелести. Строго следуя канонам православного богословия и опыту святых отцов, нужно идти ко Святому причастию для того, чтобы Господь простил нам многочисленные наши грехи - и ничего другого. Чтобы через принятие Святых Христовых Таин Господь дал нам благодать, которая исцеляет нас от страстей, а не для того, чтобы пережить какие-то моменты восторга или экстаза, свойственные западному, католическому восприятию духовной жизни.

Возрастная категория материалов: 18+