Кроме этого, жители отдаленных сел не могут выехать в райцентры для оформления субсидий, посещения больницы и решения других жизненно важных вопросов. Почему северяне в 21-м веке остались без автодорог и есть ли у них надежда добраться на машине в город, выяснял наш корреспондент. Дорог нет Как говорят главы северных поселков, дорог здесь нет уже давно - остались одни направления, которые не под силу даже мощному вездеходу. В Тындинском районе только половина населенных пунктов имеют круглогодичное автомобильное сообщение: это Соловьевск, расположенный прямо на федеральной трассе «Лена»: Уркан, Могот, примыкающие к АЯМу, и Восточный с Первомайским рядом с Тындой. Есть автодорога еще до нескольких железнодорожных станций. Добраться до остальных можно только на поезде или на лодке. Больше всего от этого страдают жители самых отдаленных от Тынды поселков: Олекмы, Юктали, Усть-Нюкжи, Чильчей на северо-западе, Тутаула, Дипкуна, Маревого - на востоке. Об одной из главных проблем севера речь шла во время недавнего визита в Тынду делегации амурского правительства во главе с первым вице-губернатором Виктором Марценко. - Отдел рабочего снабжения ОАО «РЖД» закрыл на станциях пекарни, нас уже предупредили, что скоро перестанет ходить вагон-раздатка, - рассказала на совещании областным чиновникам глава Тындинского района Тамара Лысакова. - Получается, что жители останутся в продуктовой блокаде. Коммерсанты отказываются возить тот же хлеб на Маревую, потому что нет автодороги. А если везти на поезде, то цена булки вырастет в два раза. С наступлением осени появится еще одна проблема: машины, которые едут на восток, рискуют провалиться под тонкий лед Гилюя. Проблему можно решить, если открыть практически построенный мост через реку Гилюй, который разъединяет Тынду с восточной частью района. Автомобильный мост через Гилюй строится с 2000-х годов, на него уже потрачено десятки миллионов рублей из областного бюджета. По данным районных чиновников, для сдачи моста в постоянную эксплуатацию требуется еще более 20 миллионов рублей. - Я согласен, что дороги играют важную роль, особенно на севере, поэтому мост через Гилюй, безусловно, необходимо достраивать. Но сначала нужно проверить, на что были потрачены уже выделенные деньги. У нас повсеместно идет завышение стоимости строительных работ, по актам все проходит, но мы понимаем, что не может стоить, например, квадратный метр школы в селе 66 тысяч рублей, - высказал свою позицию первый вице-губернатор Виктор Марценко. В этом году нефтяники, прокладывающие поблизости трубу, построили подходы к мосту, оборудовали переезд. Для открытия движения нужно уложить дорожное покрытие и выполнить ряд требований Госавтоинспекции. По мнению руководства области, это решаемая проблема, но для этого необходима заинтересованность и инициатива районных властей. Спасение в авиации Если для соединения востока Тындинского района с центром осталось только достроить мост, то для северо-запада это несбыточная мечта. - Олекма - самый дальний поселок не только Тындинского района, но и всей Амурской области. От Тынды до нас около 500 километров. Доехать можно только на поезде, который идет в Москву и из Москвы через день. Достать билет в сезон отпусков до районного центра можно только по великому блату, - делится глава администрации Олекмы Светлана Сиразова. - От большой земли мы отрезаны рекой Нюкжей. Наши водители договариваются с железнодорожниками, чтобы на платформе перевезти машину на другой берег. Сейчас же даже железнодорожная переправа через Нюкжу не спасет: дальше Юкталей - соседнего с Олекмой поселка - проехать нельзя. - Этим летом автомобильное сообщение с Тындой у нас оборвалась окончательно, - сообщил по телефону глава Юкталей Николай Клименко. - «Металлисты» разобрали последние мосты и водопропускные трубы, дорогу окончательно размыло. Сегодня ушел поезд в районный центр, поэтому ближайшие два дня нам доступна только телефонная связь, да и та с перебоями. Рядом с железной дорогой идет притрассовая автодорога, во времена строительства БАМа ее содержали мехколонны, однако сейчас она осталась бесхозной. Сотни километров гравийки превратились в непроходимое направление. А у жителей Усть-Нюкжи - другого тындинского поселка - надежда только на лодку. Железной дороги здесь нет, от автомобильной эвенки отказались во времена строительства БАМа. Тогда, по мнению коренных жителей, постоянная связь с материком испортила бы уклад жизни малых народностей. Сегодня устьнюкжинцы изменили свои взгляды на транспорт и готовы дать добро на сооружение моста, только вот финансировать строительство теперь некому. Спасением для всех могла бы стать авиация. Практически в каждом крупном поселке есть взлетно-посадочная полоса, но вертолеты здесь видят только во времена досрочных выборов в органы власти, в остальное время летать настолько же убыточно, как и содержать автодороги. Развитие транспортной инфраструктуры возможно лишь в том случае, если начнется масштабная разработка полезных ископаемых рядом с поселками. В этом случае инвесторы будут вынуждены вкладываться в дороги, которые крайне необходимы северу. Тындинский район.

Возрастная категория материалов: 18+