Фильм вызывает двойственные чувства. С одной стороны, он сделан очень тонко и филигранно, как стилизация немого кино, характерного для 1904 года, когда была написана пьеса. Чеховский язык и сюжет остаются в целости, и даже особая нежность и воздушность чеховских пьес передана этим своеобразным языком, кажется, максимально. Но, с другой стороны, в «Саду» все чересчур - чересчур много эмоций, падений с лестниц, игры мимикой. Порой герои откровенно комикуют. Лопахин от смущения постоянно корчит рожи, а вечный студент Петя с идеей светлого будущего просто неадекватен. Однако продюсер фильма «Сад» Андрей Сигле считает, что Чехов писал комедию и такое прочтение - правомерно. - Нам замусорили голову и в школе, и в театре, что «Вишневый сад» - это трагедия, - говорит Андрей Сигле. - Но ничего подобного: у Чехова написано - комедия в четырех действиях. Готовясь к фильму, мы прочли множество литературы, писем Чехова. Антон Павлович был недоволен трактовкой Станиславского, который сделал из «Вишневого сада» настоящую трагедию. Станиславский был из Гаевых, поэтому он увидел то, что хотел увидеть. А Чехов был разночинцем, он был ближе к Лопахину. Позже он недоумевал: «Я написал комедию, почти фарс. Почему они из меня делают плакальщицу?» Эту «комедию, почти фарс» сняли и мы. Андрей Сигле говорит, что постановочная группа во главе с режиссером Сергеем Овчаровым очень бережно отнеслась к материалу, к авторским ремаркам. - В ремарках есть все, в них заложено много сюжетных линий. И в пьесе, и в фильме есть итальянская комедия с ее отбившимися от рук слугами, есть любовь, которая пронизывает всю пьесу, только она не взаимна, они любят вкруговую, и никто не счастлив, - продолжает Андрей Сигле. - Там есть и то, что мы изучали в школе - смена старого строя новым, когда делят на участки землю, уничтожают поместье - это все есть. Рассказывая о том, как шел съемочный процесс, Андрей Сигле признался, что фильм дался его создателям тяжело. Съемки шли в павильонах, вишневый сад, панорамой которого не раз любовались зрители, был рукотворным. В настоящем саду снимать оказалось нельзя - он всего семь дней цветет. Поэтому привезли из ботанического сада, который избавлялся от ненужной растительности, спиленные вишневые деревья и украсили их цветочками-листочками. Привязывали их вручную, всего для съемок потребовалось более 70 деревьев. Зрители оценили филигранность актерских работ, выстроенность характеров. Сергей Овчаров в течение месяца перед съемками репетировал с актерами по 10 - 12 часов в день. Сегодня мало кто из режиссеров может себе позволить подобное. Но это и оправданно - картины такого рода не снимаются на 2 - 3 уик-энда, это фильмы, которые останутся в истории кино, убежден Андрей Сигле. - Манера, в которой снят «Сад», - фирменная стилистика Овчарова, его картины не похожи ни на кого, мы посчитали возможным использовать в съемках его стилистику, - продолжает продюсер. - Кино нельзя ориентировать только на аудиторию, тогда все начнут снимать «Ночные дозоры», «Любовь-морковь» и прочую ерунду. Если снимать фильмы только на кассу, то наше кино умрет не родившись. Сегодня в кинематографе тяжелая ситуация. Телевидение упаковывает мозги и наши с вами, и молодежи в определенный стандарт абсолютной безвкусицы. Иногда мне кажется, что намеренно принижается вкус публики, и возникает человек, подсаженный на иглу бездарных сериалов. Боюсь, что скоро в школе начнут преподавать Донцову и Маринину и скажут, что это классика. Несмотря на то что создатели фильма не отступили от чеховского текста и замысла, все же сокращения и некоторое смещение акцентов в фильме присутствуют. Поэтому режиссер и продюсер решили не искушать судьбу, убрать из названия фильма слово «Вишневый» и оставить просто «Сад».

Возрастная категория материалов: 18+