Поставщиком будет «Роснефть», а взамен ей может быть предоставлен кредит на сумму около 15 миллиардов долларов. Параллельно переговоры о привлечении почти 10 миллиардов ведет «Транснефть». Результатом станет строительство нефтепровода от Сковородина до китайской границы и далее до одного из центров китайской нефтепереработки города Дацин. В обмен на нефть китайская сторона выступит своеобразным спонсором строительства.

Черное золото по нефтепроводу Восточная Сибирь — Тихий океан (ВСТО) должно прийти в Приамурье через год. Первую очередь трубопровода прокладывают от Тайшета (Иркутская область). Проект предполагал, что от Сковородина труба будет разветвляться: половина нефти отправится в Китай, оставшаяся часть — на побережье Тихого океана. Однако до последнего времени судьба проекта оставалась под вопросом. Представители ООО «Центр управления проектом «ВСТО» уклончиво отвечали, что все упирается в межправительственные договоренности. В минувшую субботу после встречи с вице-премьером Китая Ван Цишанем его российский коллега Игорь Сечин, возглавляющий совет директоров «Роснефти», сообщил, что «Транснефть» подготовила проект ответвления и должна приступить к обсуждению условий реализации проекта с китайской государственной нефтяной компанией CNPC. У CNPC с 2004 года действует контракт с «Роснефтью» на поставки нефти до 2010 года в объеме 48,4 миллиона тонн. В рамках соглашения компания получила предоплату в шесть миллиардов долларов, которую истратила на приобретение «Юганскнефтегаза». Новое соглашение должно утвердить не только новые объемы, но и новые цены на нефть. Китай же готов выделить кредит для «Роснефти» и «Транснефти» на сумму 20 — 25 миллиардов долларов под будущие поставки нефти.

По словам Игоря Сечина, стороны рассматривают «широкий круг вопросов двустороннего сотрудничества, в том числе по реализации совместных проектов в области атомной промышленности, по газовой программе, в области электроэнергетики, нефтяной отрасли». Эксперты считают, что российская и китайская стороны не в первый раз прибегнут к так называемому предэкспортному кредиту — Китай даст российским нефтяникам деньги на строительство трубы, а взамен будет получать нефть в течение 20 лет. «Транснефть» таким образом сможет привлечь необходимые средства — затраты на вторую очередь ВСТО от Сковородина до спецморнефтепорта Козьмино оцениваются в 11 миллиардов долларов. Как отметил пресс-секретарь «Транснефти» Игорь Демин, сомнений в подписании договора о строительстве ветки в Китай нет.

— «Транснефть» и CNPC подпишут договор о строительстве ответвления в Китай от ВСТО пропускной способностью 15 миллионов тонн в год, — сказал Демин. — Ответвление будет введено в эксплуатацию не ранее 2009 года. Чем обернется подписание соглашения для Приамурья, станет известно в ближайшее время.

Прокладка трубы — менее трудоемкий и затратный процесс, в отличие от строительства нефтеналивного терминала в поселке Большой Невер. Именно отсюда черное золото будут перекачивать из трубы в цистерны и отправлять его по железной дороге в порты Приморья.