Особенности парикмахерского бизнеса в Приамурье выяснял корреспондент «АП». На прошлой неделе в Благовещенске состоялся первый областной профессиональный конкурс парикмахерских услуг, который проходил в рамках областной целевой программы «Развитие субъектов малого и среднего предпринимательства в Амурской области на 2008 - 2010 годы». Его организатором стало управление внешнеэкономических связей и торговли Амурской области при поддержке министерства экономического развития и администрации профессионального лицея № 26. Цирюльники не только показали свое мастерство, но и обсудили наболевшие проблемы. Хлопотное дело Времена меняются, а люди, которые желают быть красивыми, остаются. Свой парикмахер есть нынче у каждой бизнес-леди и домохозяйки. Не отстают от дам и мужчины. Это и наводит на мысль многих дельцов, что «красивый» бизнес - самое надежное вложение средств, а в условиях кризиса не пропадет даже маленькая и непритязательная парикмахерская. - Здесь работает так называемый инстинкт стадности: знакомый открыл, и я последую его примеру, - считает директор благовещенского магазина «Парикмахер» Вячеслав Волошин. - Однако не все так просто, салоны не только активно открываются, но и с завидным постоянством закрываются. Едешь по городу, смотришь - еще месяц назад на этом месте была парикмахерская, а сейчас бар. «Красивое» дело довольно щепетильно и хлопотно, а бизнес требует постоянного вливания капитала для учебы парикмахеров, рекламных акций. Да и от потерь здесь никто не застрахован, например вырастил хорошего парикмахера, вложил деньги в его развитие, а он взял да и ушел в другое место. Сразу никакой прибыли не будет, сплошные расходы, необходимо набраться терпения и ждать, доход будет поступать через два, а то и три года. Как считают предприниматели, выживет тот владелец, кто сам причастен к парикмахерскому делу. А вот конкуренция для наших цирюлен не проблема, у хорошего мастера клиентов пруд пруди, еще и за месяц в очередь записываются. И неважно, это салон класса «люкс» или «эконом». Каждому свое: один берет качеством, другой - количеством. Выгоднее открывать парикмахерскую в центре или густонаселенном районе. Здесь даже наличие двух салонов в одном доме не пропадут, чем больше многоэтажек, тем выше потребность. Приведем простой пример: большой салон - на 15 кресел; допустим, что парикмахеры заняты полностью - работают 8 часов в день, затрачивая по полчаса на клиента, за день такой салон сможет обслужить 240 человек, за месяц - 4800. А теперь представьте, сколько человек живет в микрорайоне? Грубо говоря, парикмахерские можно открывать через подъезд. - В периферийном районе новичок не сможет раскрутиться, - продолжает Вячеслав Анатольевич. - В нашем городе парикмахерских больше, чем во Владивостоке и Хабаровске. По моим подсчетам, 150 -200, хотя в советское время их было меньше десятка. Но самая главная проблема - аренда помещений, и цена на квадратный метр каждый год растет. Сейчас в областном центре она более 500 рублей за квадратный метр. Головная боль парикмахеров Проблемы парикмахерского бизнеса сродни и многим другим предпринимательским. Однако, по словам владельцев салонов красоты, цены на их услуги давно не поднимались, и они не могут угнаться за повышением арендной платы, коммунальных платежей, расходов на материалы. Пропорции подорожания отличаются в разы. Кстати, разразившийся мировой кризис отразится и на цирюльниках. По прогнозам индивидуальных предпринимателей, в недалеком будущем подорожают качественные импортные материалы и обучение. В связи с этим вырастет цена и на услуги. Многие игроки этого рынка утверждают, что сейчас рентабельность парикмахерского дела не такая, как была раньше. - Недавно вернулась из Москвы, где обучалась в школе директоров салонов, - рассказала «АП» владелец сети предприятий «Фике» Вера Мушенко. - Так вот, там нами было подчитано, что в среднем на рубль затрат парикмахеры получают рубль 13 копеек. Один предприниматель, желающий открыть свое дело, даже сказал - это вообще не бизнес! Большая конкуренция заставляет предпринимателей двигаться вперед, осваивать и внедрять новые технологии, привозить в область не используемые ранее материалы. И посетители только выигрывают от этого. Кадровая проблема также характерна для этой сферы услуг. Хороших мастеров трудно найти, сложнее их удержать. Впрочем, как признаются хозяева, политика одних - переманивать профессионалов, у других - выращивать собственные кадры. Кстати, сегодня высококлассный мастер в областном центре получает более двадцати тысяч, уверяют некоторые предприниматели. Столько же сможет «настричь» и трудолюбивая «надомница». Однако на парикмахерской ниве никто не кому не мешает. Работники определенный процент отдают хозяину - остальное берут себе. Село просит красоты А вот в сельской местности такого разнообразия сферы красоты нет. Парикмахерские встречаются в основном в райцентрах. Однако жительницы сельской глубинки также хотят быть красивыми и желают носить на своей голове те же прически, что и горожанки. На прошедшем областном конкурсе парикмахерских услуг районные мастерицы поделились своими проблемами. Главная из них - отсутствие на местах специальных материалов, за всем приходится наведываться в областной центр. - У нас практически все население района не охвачено бытовым обслуживанием, - считает участница конкурса парикмахер салона «Коломистра» из Константиновки Ирина Елизарова. - Мы создаем бригаду и выезжаем в село, там стрижем и красим людей. В этих местах нет конкуренции, зато ответственности гораздо больше, чем в городе. Попробуй испорть клиенту стрижку, и слава о тебе разнесется по всему селу и останется на долгие годы. Зачастую этот бизнес открывают здесь, чтобы выжить и заработать себе на хлеб, хотя бы и без масла. Если в Благовещенске стрижка с укладкой в среднем зашкаливает за 600 рублей (а то и за тысячу), то в деревне едва переваливает за 100 - 170 рублей. Тем не менее власти на местах говорят, что рынок парикмахерских услуг все же расширяется. Хотя, конечно, не такими темпами. По словам начальника отдела развития потребительского рынка Магдагачинского района Татьяны Проскуряковой, сегодня в райцентре существует три парикмахерских салона, еще четыре индивидуальных предпринимателя оказывают эти услуги. Еще недавно их было гораздо меньше. Стричь, и не только В будущем бизнес красоты, естественно, никуда не исчезнет. Однако, уверены некоторые предприниматели, выживут только сильнейшие. Кроме того, по мнению бизнесменов, моносалоны уже не так популярны. - Наметилась тенденция к комплексному сервису, это уже стандарт сервиса - в одном месте подстричься, сделать маникюр, косметические процедуры, - считает владелец сети предприятий «Фике» Вера Мушенко. - Парикмахерское направление я открыла 7 лет назад и вижу, что чем больше услуг мы предоставляем, тем лучше. Клиент уже доверяет салону. Это ведь удобно - сделав одну процедуру, запишется на другую. Прическа бывает нелегальной Налоговики отмечают и «минус» от разросшегося количества парикмахерских салонов. Не всегда бизнес ведется легально. А это уже напрямую затрагивает интересы посетителей. Оперативная группа амурского управления Федеральной налоговой службы провела рейды по 10 подобным заведениям Благовещенска. Сигналом к проверке послужил звонок на телефон доверия о сокрытии доходов, получаемых салонами красоты областного центра. Как сообщили в пресс-службе УФНС России по Амурской области, выяснилось, что далеко не все благовещенские парикмахеры зарегистрированы в качестве предпринимателей в налоговых органах. Некоторые не состоят в трудовых отношениях с работодателями, и именно данная категория лиц (шесть бизнесменов из десяти проверенных) чаще всего «страдает» хроническим неприменением кассового аппарата и невыдачей чека. Кроме того, парикмахерские услуги оказываются в помещениях, арендованных у третьих лиц, при этом ни один из проверенных арендодателей не представил в налоговый орган декларацию о доходах, полученных от сдачи помещений в аренду. Налоговики предупреждают владельцев салонов красоты, парикмахеров и косметологов, что на этом работа налоговых органов не завершена. В четвертом квартале запланировано проведение рейдовых мероприятий на всей территории Амурской области. Будут проверяться применение ККТ, правильность оформления трудовых отношений с работодателями, размеры зарплаты и своевременность перечисления с нее налогов - НДФЛ, единого социального и взносов на обязательное пенсионное страхование в бюджет. Парикмахерский бум - На 1 января 2008 года в области действует 1965 объектов бытового обслуживания. Среди них около 400 предприятий и индивидуальных предпринимателей, оказывающих парикмахерские услуги, - уточняет ведущий консультант отдела регулирования рынка товаров и услуг областного управления внешнеэкономических связей и торговли Наталья Пальчикова. - Всего же в данной сфере трудится около 600 человек, что составляет 12% от общего числа занятых в сфере бытового обслуживания. В организации бытовых услуг для населения значительная роль отводится малому бизнесу, так как здесь формируется более 80% от объема реализуемых услуг, перечень которых разнообразен и постоянно растет. Постоянно расширяется и сеть салонов-парикмахерских. Так в структуре объема бытовых услуг услуги парикмахера за 9 месяцев текущего года составили более 5%.