Оказывается, не всегда. Вместо того чтобы выдать деньги, банкоматы иногда «заглатывают» карты, списывая суммы со счетов. Как стало известно «АП», в период с 12 по 14 июня порядка десяти благовещенцев стали заложниками электронно-вычислительных машин.

Минута «Ч»

«Я отправился снять с карточки 5 тысяч 900 рублей в магазин «От и До», где установлен банкомат, принадлежащий Сбербанку, — сообщил нам читатель «АП» Дмитрий Грязев. — Но банкомат подумал и «съел» карту, списав с моего счета указанную сумму. Денег мне так и не выдал! Побегал я вокруг банкомата, поспрашивал кассиров, продавцов соседних палаток сотовой связи и понял, что никто не в курсе, куда обращаться в подобных случаях. Пришлось вызывать на помощь супругу подежурить у банкомата. А я отправился на Зейскую, 240, где меня не ждали — праздник. По наводке друзей приехал на улицу Пионерскую, где узнал, что могу снять оставшуюся на карточке сумму, предварительно заполнив несколько заявлений, в том числе и на якобы «спорную» сумму. Мало того, мне сообщили, что перевыпуск карточки занимает время, которого у меня нет по причине ухода в отпуск и отъезда всей семьей за пределы Амурской области. Супруга до моего возвращения все 2 часа дежурила у банкомата. Такой вот ненавязчивый русский сервис».

В любом банке скажут: каждому держателю при получении пластиковой карты выдается памятка, где подробно изложен порядок ее использования при расчете в торговой сети, при снятии денег в банкомате. Причем отдельно в памятке выделены действия в случае утраты, блокировки и захвата карты банкоматом. Беда в том, что многие эти памятки сразу же выбрасывают. А в минуту «Ч» в панике осознают, что не знают, как им поступить. Что делать, если карту «съел» банкомат? С этим и другими актуальными для пользователей «пластика» вопросами мы обратились за комментарием в Сбербанк.

В тайм-аут не зевай!

Как нам сказали, единственный день в году, когда не работают филиалы Сбербанка, — это 1 января. В остальные дни, включая праздничные, здесь работают дежурные филиалы.

— Конкретно, 12 июня, когда, по словам Дмитрия Грязева, у него банкомат захватил карту, у нас до 16 часов работал филиал, расположенный в том же здании, что и магазин «От и до», и второй — на Пионерской, 12. А 13 и 14 июня работали уже все филиалы в обычном графике по режиму выходных дней, — рассказал «АП» исполняющий обязанности начальника отдела банковских карт Благовещенского отделения Сбербанка России Максим Белобородов.

Иногда, говорят банковские работники, действительно бывают сбои в работе электронно-вычислительных машин. Однако чаще всего пользователи лишаются карты из-за своей медлительности.

Существует такое понятие, как тайм-аут, когда банкомат выдает карту, чек и деньги.

Человек начинает пересчитывать сумму и… забывает про карту. В течение 15 — 20 секунд она находится в щели банкомата. Если держатель за это время ее не вынул, в целях безопасности, чтобы следующий стоящий в очереди на получение денег эту карту не взял, она берется на хранение банкоматом. Большинство «пластиковых захватов» происходит именно по причине такой задержки.

Обычно, если банкомат захватывает карту по какой-то причине, он выдает чек, где написано: «Ваша карта взята на хранение». Иногда в случае технических сбоев (допустим, резко выключили свет) банкомат может такого чека не выдать. Если затем «электронный проглот» выдает уставное меню и приглашает, чтобы следующий держатель совершал операцию, значит, ваша карта банкоматом захвачена.

Блокировка карты

— Чтобы никто не смог воспользоваться вашей картой и муж или жена не дежурили у банкомата по два часа, когда вы в панике бежите искать филиал, необходимо временно заблокировать счет, — рекомендует Максим Белобородов. — Если карта будет блокирована (даже временно), любой человек, нашедший потерю, либо нечестный гражданин, который изъял карту в банкомате и потом решил ею воспользоваться, никогда не сможет снять деньги со счета. Проведение любых операций по карте будет невозможно.

Для блокировки можно обратиться в отдел банковских карт или отправить сообщение по электронной почте. Есть у нас и такая услуга, как мобильный банк — ею пользуется более 50 процентов держателей. Это когда на сотовый телефон приходят СМС о зачислении и списании банковских средств. С помощью этой услуги можно также блокировать карты — и в случае утраты, и в случае захвата банкоматом. Человек просто должен послать СМС на определенный сервисный номер.

— На какой конкретно?

— Для операторов любой мобильной связи — будь то Билайн, МТС или Мегафон — номер одинаков: 900. Подключить эту услугу можно в любом филиале Сбербанка, неважно, где вы получали карту. А текст СМС простой: блокировка, затем пробел и последние пять цифр номера банковской карты.

— А если человек их не помнит?

— Информацию последних номеров карты при подключении услуги можно сохранить в архиве сотового телефона, чтобы она была, как говорится, всегда под рукой. Вам придет ответная СМС с кодом блокировки. Вы ее второй раз пересылаете, тем самым подтверждая блокировку. Можно выбрать вид блокировки карты: забыта в банкомате, утрачена, либо мошенничество.

Именно эту услугу мы позиционируем с целью безопасности клиентов. Бывает, что в стрессовой ситуации человек забывает номера телефонов, нет времени на то, чтобы обратиться в филиал, а тут оперативно заблокировал счет: все происходит в режиме реального времени буквально за одну-две минуты. Не надо никуда бежать: СМС послали, и все — очень удобно. Кроме того, благодаря этой услуге удобно движение по счету прослеживать — списание и зачисление.

Актуальные вопросы

— Как получить карту?

— Ежедневно (кроме субботы и воскресенья) сотрудники банка объезжают все банкоматы и изымают захваченные карты, — рассказывает и. о. начальника отдела банковских карт Максим Белобородов. — Имеется такая система, которая позволяет просмотреть, какие банкоматы захватили «пластик». На каждом банкомате мы помещаем сервисные телефоны, куда можно позвонить и узнать о способах получения карты.

— Сейчас сезон отпусков. Возможно, у кого-то нет на это времени. Неужели из-за потери карты людям придется откладывать долгожданную поездку?

— Вовсе нет. У нас есть такая услуга, как выдача карты не по месту ведения счета. То есть мы можем выслать карту «перевыпущенную» в любой филиал Сбербанка в любом городе России. Такая услуга стоит 300 рублей. К примеру, человек уезжает в отпуск в Сочи, а карту либо потерял, либо закончился срок действия и ее надо поменять. он пишет заявление, приезжает на отдых и спокойно получает ее в Сочи в филиале.

— А если человек прибыл в Благовещенск из другого города и у него случилось ЧП с карточкой?

— Такие случаи тоже бывают. Держатели к нам обращаются, говорят, что им надо уезжать, сегодня поезд. В таких случаях специалисты банка оперативно выезжают на место, изымают карточку в банкомате. Конечно, если это выходные дни, тогда уже придется ждать до понедельника. Исключение — новогодние каникулы, которые долго длятся.

Наши специалисты тогда объезжают банкоматы раз в два-три дня и тоже изымают захваченные карты. Дежурные филиалы (как правило, на Пионерской, 12) выдают людям карты даже во время праздников. В этом году за время новогодних праздников из банкоматов достали порядка 20 забытых и захваченных карт.

Звонок в службу помощи

В случае непредвиденных ситуаций держатель сбербанковской карты должен обратиться в службу помощи по телефону, который действует круглосуточно: (800) 200-3-747. Звонок этот возможен со стационарных телефонов и бесплатно для вызывающей стороны.

Есть и платный номер, где вам дадут консультацию по любым вопросам: (495) 5000005. Эти номера нанесены на банковской карте с обратной стороны.

По поводу блокировки карты звоните по тел.: (495) 544-45-45, (495) 788-92-77.

Возрастная категория материалов: 18+