Купеческий город

Благовещенск по-прежнему может гордиться славой торгового города — по показателю обеспеченности торговыми площадями в пересчете на 1 тысячу жителей столица Приамурья не только обогнала подавляющее большинство российских городов, но и опередила Москву, столицы европейских государств и среднеевропейский показатель.

Росту количества торговых площадей способствовало в первую очередь введение в эксплуатацию крупных торговых центров — «Мега», «XL», «Три кита», «Реал» и других. Кроме того, заметный вклад в статистику внесли и новые жилые дома, в большинстве из которых первые этажи были отданы под торговые объекты.

— Раньше в городе была достаточно широко распространена уличная торговля, — рассказывает Татьяна Войтенко, начальник отдела по координации торговли, общественного питания, рынков, бытовых услуг и перерабатывающей промышленности управления потребительского рынка города Благовещенска. — Однако за последние пять лет многие предприниматели переместились в торговые центры. Можно заметить, что с улиц практически исчезла промышленная группа товаров. Если четыре года назад доля продаж на вещевых и смешанных рынках занимала 20% товарооборота, то сейчас этот показатель снизился до 9%.

Место под солнцем

Найти место под крышей торгового центра представителям малого бизнеса не сложно. Намного труднее отыскать торговые площади, способные эффективно работать и приносить прибыль. Товары импульсного спроса — продукты, бытовая химия, косметика, парфюмерия, сотовые телефоны и аксессуары к ним — стараются расположить как можно ближе к потребителям. Подобные магазины, которых большинство, располагаются, как правило, на первых этажах торговых центров — из-за высокого спроса стоимость аренды здесь может быть в разы выше, чем на верхних уровнях зданий.

— Самые удачные площадки с точки зрения розничной продажи вещей среднего и высокого ценового сегмента — торговые комплексы «Амурская ярмарка» и «Мега». Однако отыскать в них нужные площади сложно — они уже заняты и редко высвобождаются. «XL» работает в большей степени на область, на иногородних с невысоким уровнем доходов, а в «Хуафу» в последнее время резко снизилась проходимость, — признается предприниматель Ольга Аникина.

Несмотря на рост количества торговых площадей, насыщения ими пока не произошло. Об этом свидетельствует постоянный рост арендной платы. Однако, по словам участников торговли, в последнее время цена торговых квадратных метров стабилизировалась.

— В этом году мы не повышали стоимость аренды, несмотря на то, что спрос на торговые площади по-прежнему высокий, — уверена пресс-секретарь «Амурской ярмарки» Людмила Козлова. — Стоимость складывается из многих составляющих — электроэнергии, налоговых платежей. Она не устанавливается исключительно на основании спроса.

Впрочем, скоро владельцам торговых помещений, вероятно, предстоит пересмотреть свою стратегию. До конца лета значительные площади должны высвободиться из-под залов игровых автоматов — по закону азартные игры в России теперь запрещены. «Игровые автоматы перебивали всю аренду — это был сверхмаржинальный бизнес, который хватал площади по любой цене. Но он свернулся, и освобождается реально большое количество торговых площадей, и ценник должен начать ползти вниз», — признался в беседе с корреспондентом «АП» один из крупных благовещенских предпринимателей.

— До последнего времени торговые площади дорожали, но по весне этот процесс приостановился. Сейчас те, кто чувствует ситуацию, начинают потихоньку снижать цены и приводить их в более понятные рамки. А кто-то витает в облаках, не видит изменившейся ситуации и, живя прошедшим днем, продолжает повышать, — считает директор сети магазинов «Любимый» Юрий Цыганчук.

В некоторых магазинах за аренду каждого квадратного метра площади придется ежемесячно платить полторы тысячи рублей. При этом, по словам экспертов, с учетом снизившейся покупательской способности граждан и уменьшения количества денежной массы сейчас максимальная стоимость аренды в центре Благовещенска не может превышать тысячу рублей. Сегодня же обоснованная стоимость аренды магазинов площадью до 100 квадратных метров в областном центре — от 300 до 800 рублей за квадратный метр.

«Думаю, те, кто лупит цены, сами себе роют могилу. Сейчас уже нереально окупать такую аренду, предприниматели просто начнут съезжать в другие, более дешевые места», — подчеркнул один из опрошенных «АП» экспертов.

Квадратная статистика

По данным городских властей, в Благовещенске доминируют магазины промышленных товаров — 686 объектов разместились на площади 126507 квадратных метров. 363 продовольственных магазина занимают 41190 квадратных метров, а 75 торговых точек смешанного типа — 35734 квадрата. В прошлом году в городе закрылось 48 магазинов, а открылось почти в два раза больше — 84.

В цифрах

480 тысяч квадратных метров торговой площади в области

6445 объектов розничной торговли (магазинов, торговых центров и прочее) в Приамурье

1534 из них реализуют продовольственные товары

2050 объектов специализируются на непродовольственных товарах

551,7 кв. м торговой площади в среднем приходится на 1000 амурчан (рекомендуемый норматив 400 кв. м)

50 тысяч человек работают в Приамурье на предприятиях розничной торговли (по данным органов местного самоуправления)

27,5 миллиарда рублей составил оборот розничной торговли за январь—июнь 2009 года

26,5 миллиарда рублей потратили за 2008 год амурчане на продовольственные товары

27,5 миллиарда рублей израсходовали жители области на непродовольственные товары

Возрастная категория материалов: 18+