Почем литр бензина для дальневосточника, зависит от Москвы.Почем литр бензина для дальневосточника, зависит от Москвы.

Начальные цены были зафиксированы 20 августа. Уже через 3 дня был отмечен первый «прирост»: ДНК переписала ценники на топливо АИ- 92 (с 25 рублей за литр до 25,5) и АИ- 80 (с 21 до 21,5 рубля). Спустя еще 4 дня цены повысились уже на других заправках: 92-й стал дороже на АЗС «Амуртранснефть». Здесь прибавка была рекордной — сразу на рубль и десять копеек, с 25,4 до 25,5 целковых за литр. НК «Альянс» также вырастила цену на АИ-92 и АИ-80 (с 25,3 до 25,8 и с 21,5 до 22,0 рубля соответственно).

Как уже писала «АП», первый ценовой скачок этого года случился в июне. Тогда, по данным Амурстата, стоимость горючего выросла сразу на 6,5%. Фактически прирост составил 2 — 3 рубля. Так, АИ-92, который на АЗС ДНК в мае можно было купить по цене 19 рублей за литр, в июне повысился до 21,5 рубля.

По словам работников такси и общественного транспорта, которым приходится ежедневно заправлять автомобили, сейчас ценники на АЗС меняются чуть ли не через день. Продавцы бензина каждый раз добавляют по 30 — 50 копеек. В результате некоторые виды топлива за три месяца стали на 6 — 7 рублей дороже.

Сегодня литр 92-го на заправках Благовещенска стоит от 25,5 до 26,5 рубля. Цена на АИ-95 колеблется от 26,5 до 28,8 рубля.

Такое поведение цен возмущает автомобилистов, но, как утверждают работники Амурского УФАС, пока амурские компании, реализующие топливо потребителю, поднимая цены на горючее, закон не нарушают.

— Мы проводим еженедельный мониторинг цен на топливо, реализуемое нефтяными компаниями на территории Приамурья, — рассказывает заместитель руководителя управления федеральной антимонопольной службы по Амурской области Андрей Плешивцев. — Цены на нефтепродукты в городе действительно растут, и на данный момент их вряд ли можно назвать нормальными, но при этом повышение их местными компаниями экономически обосновано. В области отсутствует первичный рынок нефтепродуктов, и топливо завозится из других регионов. Причина роста стоимости бензина на розничном рынке — увеличение закупочной цены у оптовиков, а также повышение тарифов на железнодорожные перевозки, которое произошло в июле.

Проблемой подорожания топлива занимаются антимонопольщики на федеральном уровне, говорят в Амурском УФАС. В России нефтяной рынок «держат» всего лишь четыре компании: «Лукойл», «Газпромнефть», «Роснефть» и «ТНК ВР». При этом, по закону, цены на нефтепродукты не подлежат государственному регулированию. Между тем нефтяным компаниям уже не в первый раз приходится отвечать перед антимонопольным законодательством за свой непомерный аппетит. Так, по словам Андрея Плешивцева, в конце декабря прошлого года федеральная служба в Москве оштрафовала руководства всех «нефтяных монстров» за необоснованное повышение цен на общую сумму около 6 миллиардов рублей. А совсем недавно было принято новое решение о взыскании штрафов с «ТНК ВР» и «Газпромнефти» за нарушение антимонопольного законодательства в размере порядка 9 миллиардов рублей. Однако пока принимаемые меры результатов не приносят — нефтяные компании продолжают накручивать ценник, а вслед за ними это приходится делать и региональным поставщикам.

Еще одной причиной повышения цен на бензин на благовещенских заправках в августе стала задержка поставок топлива на Дальний Восток.

— В августе на внутреннем рынке топлива сложился дефицит, — прокомментировали ситуацию в ЗАО «ДНК». — Сначала произошла задержка отгрузки топлива, затем железнодорожники задержали доставку в регион. В неприятную ситуацию попали практически все местные компании. Кто-то успел сделать запасы, а кто-то вынужден был максимально выгодно распродавать остатки — дефицит ведь всегда порождает повышение цены. Сейчас ситуация на железной дороге стабилизировалась, и напряженность на рынке удалось снять.

Между тем, несмотря на то что временные трудности с перевозками позади, цены пока не стремятся вернуться на прежний уровень. От комментариев по этому поводу и прогнозов на будущее продавцы стараются воздерживаться. По неофициальным же данным, на местном рынке горючего ждут очередного повышения закупочной цены у оптовиков. Предположительно, для рядового потребителя цены на автозаправках продолжат расти и осенью достигнут уровня прошлого года, когда 92-й стоил 27 — 28 рублей за литр.