Несмотря на май, здесь их сопровождают сильнейшие морозы и ветры, труднопроходимые снежные заносы. С какими трудностями сталкиваются строители, преодолевая Становой хребет, выяснял наш корреспондент.

Железная дорога Улак — Эльга — один из крупнейших строительных объектов на Дальнем Востоке, на котором сегодня задействовано более трех тысяч строителей, десятки мехколонн, мостоотрядов. Большинство механизаторов, мостостроителей и взрывников — жители Амурской области, которые работают в компаниях «Взрывпром», «БАМстроймеханизация», «Мосто-отряд-43».

Сейчас строительные работы развернулись практически на всем протяжении будущей железной дороги — от бамовского разъезда Улак до станции Эльга, откуда будет вывозиться коксующийся уголь. Возводятся мосты, строятся притрассовая автодорога и главный путь. С открытием стабильного финансирования активизировали работу все бамовские организации. Напомним, что более полугода строители не получали деньги за выполненные объемы. Так, в 2009 году предприятия четыре месяца простояли без работы.

В этом году мехколонны, наоборот, с каждым месяцем увеличивают объемы. МК-15 из Тынды работает на сооружении притрассовой автодороги на 195—198-м километрах.

Здесь довольно большой объем работ, строится выемка глубиной 30 метров. На этом участке предстоит переработать от 600 до 800 тысяч кубометров грунта. МК-16 ведет строительство главного пути на 157—164-м км и 180—183-м км, четыре экскаваторных комплекса МК-74 работают на сдаточном объекте: 60—82-м км. После этого мехколонна приступит к сооружению 8-километрового обхода реки Бомнак. Ранее здесь планировалось возвести мост длиной в один километр, но из-за больших капитальных вложений было принято решение построить обход. Кроме этого, механизаторам предстоит выполнить отсыпку подходов к мосту на 46-м километре. Искусственными сооружениями на будущей магистрали занимается тындинский «Мостоотряд-43», взрывными работами — группа компаний «Взрывпром». На строительстве железной дороги Улак — Эльга предстоит выполнить колоссальный объем взрывных работ, так как строители начали сооружение трассы через Становой хребет в прижимах вдоль реки Алгамы.

— Основные трудности связаны с рельефом местности и особенностями грунта. Он настолько крепкий, что идет быстрый износ гусениц и ножей бульдозеров, на самосвалах режется резина. Поэтому очень часто приходится ремонтировать технику. В 2008-м был полностью обновлен парк самосвалов: на смену КрАЗам пришли итальянские «Астры», — рассказывает Дмитрий Романов, директор МК-16. — Сегодня мехколонна готова перерабатывать в месяц от 120 до 140 тысяч кубометров грунта, но взрывники пока не справляются с возросшими задачами и не всегда могут выполнить объемы работ, а без взрывов на этом участке не обойтись. Осложняет доставку техники и людей плохая дорога на 130—170-м километрах.

На строительстве подъездных путей к Эльгинскому месторождению угля сейчас два генеральных подрядчика: ЗАО «Металлургшахспецстрой» и ЗАО «Инжиниринговая корпорация «Трасстрой». Первый отвечает за сооружение железной дороги, второй — за притрассовую автодорогу. Соответствующие договоры на выполнение работ заключены с этими организациями.

— Что касается вопросов финансирования, то в отличие от прошлого года, когда задолженность доходила до 800 миллионов рублей, сейчас таких проблем нет, — говорит заместитель генерального директора ОАО «БАМстроймеханизация» Юрий Поляков. — Каждый месяц с «Металлургшахспецстроем» подписываются «Формы 3», и на 31-й день перечисляются деньги. В апреле было согласовано выполнение работ за первые месяцы 2010 года с «Инжиниринговой корпорацией «Трасстрой». Однако стоит отметить, что сейчас расценки на сооружение железной дороги Улак — Эльга отличаются от первого этапа строительства, которое началось в 2000 году. С учетом инфляции они гораздо меньше, поэтому дальнейшая работа на этом объекте будет зависеть от ценовой политики заказчика. На этом основании компания будет принимать решение об увеличении количества экскаваторных комплексов или, наоборот, уменьшении. Хотя на этом объекте предстоит выполнить огромный объем работ, переработать десятки миллионов кубометров грунта.

Основная проблема для строителей — это отсутствие сметной документации по объектам «Инжиниринговой корпорации «Трасстрой», также не в полном объеме утверждена и рабочая документация. Это может привести к изменениям конструкции земполотна и выполнению «бросовых» работ. Из-за отсутствия сметной документации возможна и задержка финансирования, отмечают строители.

Уже в этом году компания «Мечел» планирует начать добычу угля на Эльгинском месторождении. На первом этапе уголь будет вывозиться автотранспортом, а через два года на Эльгу должна прийти железная дорога. Хотя при покупке акций «Эльгауголь» «Мечел» обещал уже в сентябре 2010 года открыть железнодорожное сообщение на линии Улак — Эльга. Финансовый кризис и недооценка масштабов строительства сдвинули эти сроки минимум на два года.

Возрастная категория материалов: 18+