Со стороны мемориала на горе Наньшань отлично видно, как хорошеет день ото дня  освобожденный советсСо стороны мемориала на горе Наньшань отлично видно, как хорошеет день ото дня освобожденный советс

Такие договоренности стали итогом двухдневного визита в соседнюю провинцию Хэйлунцзян амурской делегации.

Поездка состоялась в рамках подготовки к празднованию 65-й годовщины победы над милитаристской Японией. К этой дате планируются переговоры правительств Амурской области и провинции Хэйлунцзян, совместные мероприятия на территории КНР. И результат этой работы виден уже сегодня. В этом лично убедились замминистра культуры областного правительства Виталий Ребизант, представитель МИД РФ в Благовещенске Леонид Базарный, руководитель проекта «Историческая память в Приамурье» Сергей Орлов и другие члены делегации, которые посетили город Суньу одноименного уезда, где проходили наиболее ожесточенные бои при разгроме японо-манчжурских войск.

Обновленный мемориал

Рядом с городом, на горе Наньшань, мы увидели обновленный воинский мемориал. Местные жители перенесли сюда две братские могилы — китайских и советских воинов, а также захоронения наших офицеров. Они были созданы советскими войсками еще в 1945-м в районе железнодорожного вокзала, но долгие годы потом находились в полном запустении. В дождливую погоду это место постоянно заливало водой, а имена и фамилии советских бойцов были снесены с обветшалого памятника еще во времена культурной революции. Семь лет назад в связи со строительством вокзала китайцы перенесли старый мемориал на другое место. А в 2009-м был подписан двусторонний договор: российская сторона предоставила соседям 170 тысяч юаней на его реконструкцию. Эти деньги через посольство РФ в Пекине выделило Министерство обороны России.

— После долгих лет забвения мы отдаем дань памяти своим землякам, — заметил Виталий Ребизант. — Сегодня воочию мы убедились, что все договорные межправительственные отношения соседи выполняют четко: памятник отделан мраморной крошкой, на офицерских могилах — мраморные надгробия с полными данными о погибших.

— Осталось только провести озеленение, разбить клумбы, засадить их цветами. К 1 июля все закончим, — заверил Чжан Юелинь, заместитель начальника народного правительства уезда Суньу.

Позже, на переговорах, члены делегации обсудили с руководством города и уезда Суньу финансовые вопросы проведения дальнейших работ по благоустройству мемориала, а также сотрудничества в области культурного обмена историческими материалами, музейными экспонатами и артефактами. Как выяснилось, китайцы сегодня немного знают об освободительных действиях советских войск. В то же время и мы почти ничего не знаем о тех зверствах, которые творили японские войска на соседней стороне Амура.

Кровавые километры

Ярким примером могут служить два военно-исторических объекта, расположенные в округе Суньу, — это оборонительная японская крепость Шеньшань и огражденные «колючкой» лесные массивы, где раньше дислоцировался секретный «отряд № 731». Этот отряд был сформирован под названием «Управление по водоснабжению и профилактике частей Квантунской армии». На самом же деле его целью были крупномасштабные эксперименты и исследования в области бактериологического оружия.

Спецкор АП — первый российский журналист, побывавший на этих уникальных объектах. Кровавую историю каждого из них мы расскажем более подробно в последующих четверговых выпусках нашей газеты.

— Каждый метр здесь полит кровью — и наших бойцов, и китайцев. По официальным данным, при возведении сахалянских укрепсооружений, к которым относится и крепость Шеньшань, погибло 30 тысяч мирных жителей, еще 60 тысяч было уничтожено после завершения строительства, — рассказал Сергей Орлов. — Часть была использована при обучении японских солдат обращению с холодным оружием, на других проводили опыты в секретном «отряде 731» и потом сжигали в печах. Здесь же, в округе Суньу, располагались еще и хранилища с химическим оружием. Представляете, что могло произойти, если бы вся эта «химия» рванула или японцы применили бактериологическое оружие?! Поэтому военная операция проводилась достаточно жестко, потери и с нашей, и с японской стороны были большие.

Только если смотреть в комплексе на события освобождения северо-востока Китая, становится понятно, почему китайцы с таким воодушевлением встречали своих освободителей — Советскую армию.

Артефактов самим не хватает

— На территории Амурской области объектов, подобных крепости Шеньшань, не существует. И я не уверена, что и на Дальнем Востоке есть музеи под открытым небом такой сохранности и такой документальной пронзительности, — заметила, возвращаясь в гостиницу, директор областного краеведческого музея Елена Пастухова. — Это объект редкого культурного наследия, который позволяет реконструировать события на месте, представить, как все происходило.

Все члены делегации сошлись в одном: это место должны посещать наши дети и молодежь. Оборонительные позиции японцев, разгромленные советскими войсками, сегодня используются для патриотического воспитания китайского населения. И обидно, что внуки и правнуки тех, кто проливал на неприступных хинганских хребтах свою кровь, о подвиге своих дедов знают только по книжкам и выставкам в музее. А рядом находится такой объект, где можно реально почувствовать весь накал событий: присутствие японских фашистов, цели, которые они перед собой ставили, и напряжение, в котором держали весь Дальний Восток.

Учитывая то, что интерес к событиям 1945 года на Дальнем Востоке только возрастает, амурские историки поставили перед собой задачу не просто посетить Шеньшань и другие неизвестные россиянам объекты, а выстроить профессиональные отношения между музеями по двум сторонам реки Черного дракона. Замначальника Суньуского собрания народных представителей Сю Инцянь сожалел, что в их уездном музее очень мало материалов о 2-й Краснознаменной армии и обратился к Елене Пастуховой с просьбой поделиться военными картами, одеждой, которую носили красноармейцы, и другими артефактами.

— Мы готовы предоставить им копии фотографий, документов, что касается подлинных вещей, то нам самим их не хватает для экспозиций. Военной формы у нас практически нет, — заметила главная хранительница амурских артефактов. — А вот реконструкции исторических событий выполнить можно. Мы сделаем все возможное, чтобы помочь китайским коллегам отразить события освобождения северо-востока 2-й Краснознаменной армией многогранно и достоверно.

Благодарим за помощь в организации поездки Амурское региональное отделение Российского союза ветеранов Афганистана.

Возрастная категория материалов: 18+