Говорите с ребенком, как со взрослым, и не коверкайте слова.Говорите с ребенком, как со взрослым, и не коверкайте слова.

— В какой момент родители должны обратить внимание на речевые особенности ребенка?

— Это проверяется сразу при рождении малыша. Педиатр смотрит полость рта: состояние языка, подъязыковой уздечки, губ, щек. Важное значение имеют пальцы, их подвижность. Двигательный аппарат связан с умственной деятельностью, что в свою очередь влияет на речевую функцию. Говорят: «Соединяя пальцы — соединяете мысли». После внешнего осмотра проверяют кору головного мозга. Если есть патология, то идет задержка психоречевого развития. Такие дети наблюдаются у педиатра и невропатолога.

— С какого возраста маме и папе начинать следить за речью дочек-сыночков?

— Уже к двум годам малыш должен иметь в запасе элементарные слова, чтобы выразить свою мысль или обращение. Если к этому времени он вообще не говорит, необходимо срочно обратиться к врачу. При нормальном речевом развитии дети к пяти годам свободно пользуются развернутой фразовой речью, разными конструкциями сложных предложений. Они имеют достаточный словарный запас, владеют навыками словообразования и словоизменения. К данному периоду формируется правильное звукопроизношение, готовность к звуковому анализу и синтезу. Очень важно перед подготовкой ребенка к школе заняться корректировкой его речи.

— Как можно распознать, что у чада развивается дефект речи?

— Это отклонение называется отсутствием фонематического слуха. По тем или иным причинам развитие речи у ребенка может задержаться на разных этапах взросления. Как правило, такие дети начинают говорить позже, их словарный запас не соответствует возрасту, развитие фразовой речи идет с опозданием. Часто им трудно произнести речь без вспомогательных движений. Наблюдается активная жестикуляция и мимика. Наличие этих факторов говорит о том, что ребенка необходимо показать специалисту.

— Многие мамы-бабушки в порыве бездонной любви к малышу сюсюкаются с ним, искажая слова. Не вредно ли это?

— Родители должны обратить внимание на правильное произношение звука. Если ребенок говорит: «лёжка», «сюба», нужно обязательно повторить слово правильно: «ложка», «шуба». Иначе язык начнет неправильно артикулировать, что впоследствии может привести к развитию речевого дефекта. Ребенок все понимает, говорите с ним, как со взрослым, не коверкайте слова.

— Насколько эффективна помощь логопеда?

— Перед обращением к логопеду обязательно нужно обследоваться у врачей. После этого логопед проверит ребенка на сенсорику и координацию. Перед назначением процедур смотрят тонус мышц трапециевидной зоны (челюстная и шейная области). В комплекс работ по восстановлению речи входят массаж полости рта, щек, губ, пальцев рук; различные упражнения на произношения звуков. В современных условиях и у хорошего специалиста можно полностью устранить дефект. Для каждого человека период устранения дефекта индивидуален. В среднем он составляет 10—15 сеансов. Стоимость услуг частных логопедов-дефектологов в Благовещенске составляет от 250 рублей и выше.

— Какие речевые отклонения встречаются наиболее часто?

— Вызывают сложности в произношении шипящие и свистящие звуки: ж, ш, з, с. Также дети порой не выговаривают звуки: р, л, к. Для каждого звука существует своя гимнастика и артикуляция. Чтобы ребенок научился говорить, нужно с самого детства заниматься упражнениями на дыхание, активность языка, губ, щек.

— Многие люди страдают от заикания. Можно ли от него избавиться?

— Заикание — наиболее тяжелый и трудноустранимый дефект. Оно бывает врожденным и приобретенным. Возникает на фоне общего недоразвития речи. В его основе — нервно-психические нарушения. Перед посещением логопеда необходимо обратиться к невропатологу и психоневрологу. Они выявят причины и характер заикания. На их заключении логопед строит свою методику устранения дефекта. Основной этап коррекционной работы заключается в мышечной релаксации. Она подразумевает снятие напряжения в органах речи, мышц рук, ног, расслабление мышц живота, шеи. Это способствует свободному дыханию и плавному выдоху при речи. У заикающихся нарушено речевое дыхание, поэтому надо учиться владеть им. У взрослых устранить заикание сложнее, поэтому лучше не запускать его, а вовремя обратиться за специализированной помощью. Кстати, помимо упражнений, мы обычно рекомендуем таким людям не смотреть программы и фильмы с психологически тяжелыми сюжетами. И обязательно заниматься спортом и общей гимнастикой, проводить общий массаж.

ГИМНАСТИКА ДЛЯ РЕЧИ

Упражнения для губ и щек:

Надувание щек одновременно, поочередно.

Набирание воздуха под верхнюю и нижнюю губы поочередно.

Оскал губ.

Поднимание верхней губы.

Губы сложить трубочкой и расслабить.

Для жевательных мышц:

Показать зубы верхней челюсти.

Открыть и закрыть рот.

Двигать нижней челюстью вбок.

Для языка:

Вынуть максимально язык.

Имитировать звуки животных: цокать как лошадь, рычать как лев, шипеть как змея.

Быстро перемещать язык вверх-вниз.

Для пальцев:

Соединить кончики пальцев обеих рук, имитируя крышу дома.

Соединить большие и указательные пальцы. Силой рук создать давление, прижимая их друг к другу.

Сделать «кулачки». Поставить один — на другой. Затем поменять руки местами.

Для дыхания:

Набрать воздух и сильно выдохнуть, не надувая щек.

Сделать несколько частых вдохов, затем один раз долго выдохнуть.

Глубоко вдохнуть, выдыхать с прерыванием.

Возрастная категория материалов: 18+