«Я не мыслила себя без школы»

— Светлана Семеновна, вспомните себя за школьной партой…

— Училась я на Сахалине, учителя были из Ленинграда, Москвы, Краснодара, Красноярска — весьма широкая география. Мне так повезло на людей — неравнодушных, интересных. Они влюбили меня в литературу, поэзию. Дома у нас была богатая библиотека, я главами читала Онегина, любила Маяковского, Тургенева, Чехова. В школе играла Любку Шевцову в «Молодой гвардии». Вообще очень яркая школьная жизнь была, и я не мыслила себя без этого.

— Во сколько лет точно поняли, что решено — буду учителем?

— Где-то к десятому классу уже точно знала, что останусь в школе. Хотя мне хотелось идти и на журналистику — я хорошо писала.

— Не жалели потом, что пошли в школу, а не в газету?

— Нет, я никогда не жалела об этом. В школу я всегда шла с интересом, мне здесь нравится, это мое. А детские грезы в какой-то степени удалось воплотить, окончив факультет журналистики при нашем университете марксизма-ленинизма. В этом году у меня седьмой выпуск, седьмой свой класс. Мне всегда задают вопрос — раньше были дети лучше, чем сейчас?

«Дети всегда были разными, но всегда хорошими»

— У меня, кстати, тоже такой вопрос есть…

— Дети всегда были разные, но в то же время все они хорошие. Естественно, жизнь, наше общество вносят большие коррективы. Сегодня много целеустремленных детей, уже со школьной скамьи они знают, кем будут. Но и раньше была масса умных ребят, сейчас они многого достигли в жизни. Мне везет с детьми, они очень приятные, доброжелательные, интересные. Если вы посмотрите на фотографии, которые висят в классе, то многое поймете. За эти годы вместе мы побывали в Санкт-Петербурге, в Москве, в Пекине, специально ездили в Цицикар, жили в университетском общежитии…

— А зачем?

— Чтобы они больше знали, чтобы увидели мир. И потом поездки очень многое дают, когда дети вместе.

— Но в принципе зачем, ведь вы за это деньги не получаете…

— Не получаю. Но нам нравится быть вместе. Каждую четверть ездим на турбазу. У нас очень много интересных дебатов, дискуссий, встреч. И мне не стыдно с ними, потому что они умеют себя вести. Перед Новым годом все собрались в классе, заказали пиццу. В кабинет заглянул один из учителей и сказал: «Посмотрите, ведь им всем хорошо вместе». А я про себя подумала — а ведь мне этого и хотелось.

— Чтобы вместе было хорошо?

— Школа — это знаковый этап в жизни человека. Если у него все хорошо в школе, если он здесь пытается научиться решать свои проблемы, он решит их и в будущем.

«Учитель должен привить интерес к знаниям»

— Но вопрос: учитель должен все же преподавать предмет или чему-то научить?

— Он должен научить делать так, чтобы ребенок сам умел учиться, мог самостоятельно приобретать знания. То есть заложить основу и привить интерес к знаниям.

— Вы много внимания уделяете классному руководству. Но учитель может реализовать себя только как предметник?

— Мне кажется, нет. Хотя… Наверное, может. Но это не для меня. Я считаю, что учитель должен иметь свой класс. И, кроме того, должен быть еще и воспитателем на каждом уроке. Все равно, многие воспитательные моменты проходят через урок.

— Каково место родителей в учебном процессе. Они должны держать связь со школой?

— В одном из интервью я приводила пример, что школа, как тележка с четырьмя колесами: дети, учителя, родители, общество. И если хотя бы одно из этих колес западает, телега не поедет.

— Какое-то колесо западает?

— Считаю, что в нашем обществе серьезно западает колесо родителей. Сегодня многие взрослые очень легко относятся к воспитанию. Ведь как сорняки некоторые дети растут. Родители постоянно на работе, таковы реалии жизни. Но ведь ребенок это большая ответственность: родители должны помогать советом, не давить, а быть рядом. И другая сторона — детей нужно с самого раннего возраста приучать к порядку.

«Такого, что показали в «Школе», нет»

— В прошлом году по федеральному каналу показали сериал «Школа». Школа в нем нарисована в мрачных тонах. Вам не обидно?

— Мне очень обидно, что такой фильм появился. Это средоточие негатива. Детей, которые показаны в сериале, не интересует совершенно ничего, наши же дети в большинстве своем развиваются: ходят на кружки, секции, занимаются спортом. Я школу не идеализирую, конечно, но…

— А вы почувствовали, что отношение к школе в последние годы изменилось? Некоторым людям даже стыдно признаться, что они работают учителями.

— Отношение к учителю всегда было разным. В прошлые годы оно было лучше. Не могу сказать, что все педагоги идеальные, что все одинаково хорошо относятся к работе. Но возьмите любую другую сферу — чиновников, депутатов, офисных работников, мы же все составляем это общество. Естественно, издержки есть везде. Но только ленивый в последнее время не бросил камень в учителя. А ведь все мы вышли из школы.

— От своих учеников, выпускников вы такой негатив слышите?

— Что вы! Более того, они говорят: не смотрите этот фильм, не обращайте на него внимания.

— Но у вас нет сейчас ощущения, что профессия учителя непрестижная?

— Я считаю, что эта профессия самая лучшая, самая нужная, самая интересная.

— Но непрестижной назвать нельзя?

— Я не могу сказать, что она непрестижна. Несмотря ни на что, я надеюсь на разумное отношение нашего общества. Что-то переменится в будущем, что-то изменится. Потому что так нельзя. Школа — основа всего.

«Учитель не должен быть пирожком ни с чем»

— Мы много слышим о поддержке учителей государством. Как вы считаете, учитель может прожить, работая на одну ставку?

— Нет, никогда.

— Но ведь работая на две ставки, он себя уже автоматически перегружает?

— Мне кажется, что если бы учителю сегодня платили побольше, он бы не вел так много занятий. Он бы оставлял больше времени на воспитательную работу, на подготовку к уроку, поднимал свой уровень, расширял кругозор. С другой стороны, набирая больше часов, он не оставляет времени на семью, на полноценный отдых, на то, чтобы подумать перед работой. И результат этого — неудовлетворенность собой. А ведь современный учитель не должен быть пирожком ни с чем. У учителя должна быть изюминка. Плюс, когда в обществе культивируется негативное отношение к школе, у многих опускаются руки. Нужно быть очень стойким, очень преданным школе, чтобы сегодня выстоять.

— Есть профессиональное выгорание?

— Не знаю. Я уже 44 года работаю, и мне нравится. Готовлю себя, что скоро нужно будет уходить. Но я не знаю, как уходить. У меня выпускной класс, дети просят никого не брать после них. Поэтому лето потом будет для меня очень тяжелым.

— Светлана Семеновна, вы заслуженный учитель России, победитель множества конкурсов. Звание заслуженного учителя — это ведь публичное признание успешности. Нужно ли стремиться стать им?

— Знаете, сейчас многие люди стремятся. А раньше это как само собой приходило. Я никогда не думала об этом, просто работала, работала и работала.

— Трудно было в самом начале пути?

— Простого никогда и ничего не было в школе. В школе всегда было сложно, во все периоды, но мне всегда нравилась эта работа.

«Я очень благодарна мужу»

— Как оставить время на семью? Ведь педагог в школе — на работе, но есть ведь и семья, личное время.

— Муж у меня был хирургом, работал в третьей городской больнице. Трудная работа. Но я ему так благодарна. У нас всегда был открытый дом, в гости приходили интересные люди. Я возвращалась поздно, педсоветы рано не заканчивались, а дома всегда ждал ужин, муж готовил, если не дежурил. И он говорил друзьям: «Вы знаете, какая у нее работа? У нее ужасно трудная работа».

— В школу вы идете как на работу?

— На работу всегда иду с удовольствием. В пути думаю: нужно сделать одно, другое, третье. Но когда прихожу, все проблемы сразу забываю. В школе я не замечаю времени, оно бежит очень быстро. Иногда даже некогда перекусить. То есть сложностей тоже очень много. Но когда я в школе, с классом, с детьми, ловлю себя на мысли, что мне самой это интересно. И потом я люблю классы, с которыми работаю, и мне хочется, чтобы им было хорошо, чтобы они ушли из школы и что-то получили.

«В школе нельзя быть унылым»

— Какие главные отличительные черты учителя? Профессиональные особенности?

— Думаю, преданность школе, любовь к детям, знание предмета. И четвертое — неравнодушие.

— У каждого человека есть в жизни учитель с большой буквы, кто был таким учителем у вас?

— Мой школьный учитель литературы. Любовь к литературе я пронесла через всю жизнь.

— Какой бы вы совет хотели дать тем, кто хочет стать учителем?

— Хочу сказать, что нужно стараться развивать себя во всех отношениях. Все, что у нас в обществе сегодня, все идет в школу. Поэтому, чтобы научить детей выживать, нужно научить их общаться с людьми, планировать, решать проблемы. А свои проблемы оставлять за стенами школы. И, повторюсь, дети не любят пирожки ни с чем, не любят унылых людей. В школе нельзя быть унылым. Нужно воспитывать успех, помогать развивать незаурядность, научить преодолевать преграды, показать, что ничего непреодолимого нет, и не быть унылым.

Возрастная категория материалов: 18+