Дети сами выбирают занятие по душе.Дети сами выбирают занятие по душе.

Школа самоопределения

Амурская область вошла в эксперимент по внедрению новых стандартов в образовании полгода назад. Суть нововведений в том, что теперь школьникам предстоит «искать себя» с первого класса. Причем базой для сомоопределения становится родная альма-матер. Внеурочная деятельность регламентируется учебными планами учителей, а сами первоклашки занимаются своими хобби по школьному звонку.

— Очень интересно… Колокольчики, открытки маме, красочные бутылочки умею делать, — старательно пыхтя над мудреным вензелем из фольги, признается Рита из первого «В». Такого же мнения ее коллеги-сверстники из других классов.

На первый взгляд — типичный урок труда или знаменитая советская «продленка». Педагоги несколько иного мнения. Скорее — управляемая творческая продленка.

— Рукоделием занимаются не все. В начале учебного года собирали родителей, предлагали на выбор десять направлений, среди которых — спортивные занятия, проектная деятельность и даже общественно полезный труд, — комментирует нововведения директор школы Валентина Неценстрик. — Наша задача дать толчок самостоятельному развитию младшеклассников. На таких занятиях ребенок понимает, что многое зависит от него самого.

Молоко за самостоятельность

На внеурочную деятельность ежедневно уделяется по два стандартных школьных часа. Вкупе с привычными занятиями по математике, русскому языку и другим предметам получается по шесть уроков в день. Режим неслабый, поэтому в школе пересмотрен распорядок питания до трех раз в день. Утром дети получают молоко, чуть позже обед, в заключение — горячее. Учителя отмечают — при таком подходе школьная нагрузка оказывается вчерашним детсадовцам по силам.

— Дети не устают, потому что у них есть выбор, — отмечает учитель начальных классов Светлана Зябкина. — Сами выбирают дело по душе, родители с интересом следят за развитием своих чад. Система взаимоотношений учителя и ученика находит баланс — им учиться интересно, и нам учить интересно.

— В настоящее время мы как раз наблюдаем, как ученики начинают осознавать свою самостоятельность — началось движение внутри коллективов. Попробовав себя в одном деле, школьник делает вывод: надо ему это или нет. Если необходимо — меняет сферу деятельности, — добавляет другой педагог Наталья Бандяева.

Бонусы учителям

Характерно, что далеко не все занятия ведут школьные учителя. За спортивный сектор отвечают тренеры и преподаватели местной спортивной школы. На возросшую нагрузку учителя не жалуются — за внеурочную деятельность все получают дополнительное денежное вознаграждение. Причем система оплаты такая же, как при организации привычных занятий — действует подушевое финансирование. Чем не стимул заинтересовать «своим» внеурочным предметом как можно большее количество учеников?

Среди культурно-спортивных предметов уже определились фавориты. Больше всего желающих заниматься танцами, на втором месте — компьютерная грамотность, на третьем — рукоделие.

— Во-первых, все учителя младших классов — это универсалы, — делится педагог Татьяна Вдовенко. — Во-вторых, на подготовительном этапе к переходу на новые стандарты в образовании все прошли через курсы повышения квалификации.

Здесь всегда ждут

В настоящее время новую систему обучения обкатывают 65 классных коллективов в разных школах области. Причем по количеству смельчаков Райчихинск едва ли не в лидерах. Из пяти первых классов в 15-й школе новый стандарт действует в четырех. Предполагается, что в будущем году новшества найдут применение в абсолютном большинстве амурских учебных учреждений.

— Помимо прочего, каждая школа, внедряющая новые стандарты, получает дополнительное финансирование, которое идет на разработку и приобретение методической литературы, нового оборудования и другие цели. То есть наша школа получила 90 тысяч рублей из областного бюджета, на которые мы смогли существенно пополнить компьютерную базу, — продолжает директор Валентина Неценстрик. —15-я школа города Райчихинска мало отличается от других учебных учреждений Приамурья. Даже свои трудные подростки есть. Поэтому мы надеемся, что внеурочное воспитание с раннего возраста поможет многим ребятам найти правильную дорогу в будущем.

— В каждом классе почти всегда есть дети из неблагополучных семей, — развивает мысль учитель Жанна Губенко. — Вместо того чтобы идти домой, где их никто не ждет, им гораздо интереснее заниматься в школе любимым делом. То есть здесь присутствует еще и элемент поддержки ребят, лишенных родительского внимания. Они даже в субботу одними из первых приходят на какие-то дополнительные мероприятия.

От гимнастики до патриотизма

Расписание внеурочной работы в 15-й школе города Райчихинска включает 10 направлений деятельности по интересам:

Гимнастика

Плавание

Шахматы

Легкая атлетика

Рукоделие

«Патриот»

«Компьютер и Я»

Театральный

Общественно полезный труд

Проектная деятельность

Танцы

Возрастная категория материалов: 18+