Кухня власти

То, что в этом доме гостей любят, становится ясно у порога, когда мэр Белогорска Станислав Мелюков предлагает нам на выбор сразу несколько пар тапочек. По широкой деревянной лестнице с красивыми перилами поднимаемся на второй этаж трехэтажного коттеджа. На стене — семейные фотографии, на полу — фигурка подаренного домовенка.

— Дом строил еще во время работы в бизнесе. Тогда и цена вопроса была не такой большой, как сейчас. Проект придумывали вдвоем с Леной, архитекторы доводили его до ума. Два года строили, а ремонт, как у всех, растянулся. Так что у нас уже пять лет как ремонт. Сейчас тоже подкрасить, подновить собираемся — кошка вот обои подрала, — поднимаясь по лестнице на кухню, рассказывает глава семейства.

Кухня в доме семьи Мелюковых — приятное место, с небольшим столом, баром и множеством маленьких игрушек. В углу громко мелет кофе кофемашина. Кофе в этом доме уважают только взрослые, у младших членов семьи — трехлетнего Левы и пятнадцатилетнего Андрея — другие предпочтения.

— Какой кофе пьем? Да какой в продаже будет. В Белогорске не так много сортов можно найти. А вообще я тот еще кофеман. Люблю кофе с молоком, не сладкий, в большой кружке. Только про большую кружку не пиши, — подмигивает Станислав Юрьевич, держа в руках чашечку горячего эспрессо с молоком.

Правда, выпить утренний кофе дома мэру Белогорска удается редко. Подъем без пятнадцати семь, меньше чем через час — на работу. Домой глава семьи и глава Белогорска в будни возвращается никак не раньше семи часов вечера. Вторая половина семьи Мелюковых — Елена, главный редактор двух газет и директор трех телекомпаний — обычно приезжает домой чуть-чуть пораньше.

— Но только не во вторник. Когда у нас газетный день, раньше семи часов домой не получается приехать никак. Бывает, что с работы возвращаюсь только к половине первого ночи, бывает — к четырем утра, — говорит Елена.

— А кто главный на кухне, — разглядывая полки со специями, спрашиваю я.

— Станислав Юрьевич, — с ходу отвечает Елена Мелюкова.

— Жена, конечно же, Елена Борисовна, — ни на секунду не задумываясь, отвечает Станислав Мелюков.

На самом же деле на кухне царит демократия. Ужин готовит, как правило, Елена, а по выходным у плиты может колдовать и глава семейства. В его распоряжении — батарея баночек со специями и соусами, стоящих над плитой. В отличие от специй батарея алкоголя на баре выполняет в основном декоративные функции.

— Вот абсент — пять лет выдержки дома. Его подарили на день рождения в 2005 году. Это все гости привозили, дарили. Я только коньяк пью, и то очень-очень редко. Чаще использую для тортов, — проводит барный экскурс Станислав Юрьевич.

— А водочка со змеей как же? — указываю на небольшой пузырек с закрученной спиралью змейкой.

— Это ж сувенир. Лена привезла из какой-то поездки, — смеется глава семьи.

Внезапно кухня наполняется смехом и суетой. Из комнаты за кружкой горячего какао прибегает Лев, которому совсем скоро исполнится пять лет. Вслед за ним несется небольшой, но очень энергичный тойтерьер Филя, который начинает вертеться юлой под ногами. Завидев Филю, подала голос пушистая кошка Лола, требуя еды.

В суете наш фотокорреспондент Лера Аникина случайно задела фигурку фарфорового кролика. Миниатюрный белесый крол упал на кафельный пол, звонко потеряв фарфоровые уши.

— На счастье, — обернулся на звук Станислав Юрьевич.

«И власть белогорскую мы тоже ругаем»

В этом доме привыкли жить в мире самых свежих новостей. Журналистика познакомила Мелюковых, именно благодаря медиа создана их семья. Жизнь в мире телевидения продолжается и сейчас. Явное доказательство — количество телевизоров. Их в доме целых семь штук. Одни показывают новости, другие — развлекательные каналы.

Но у главного семейного телевизора в гостиной, самого большого, есть свой маленький хозяин. Это самый младший из Мелюковых — Лев. Поэтому и набор мелькающих на экране картинок — не президент с премьером, а Лунтик, Смешарики и заяц с волком из классики советской мультипликации «Ну, погоди!».

— Станислав Юрьевич, какие вы каналы смотрите?

— Поражу, но во время новогодних каникул подсел на ТНТ. Затянула меня «Битва экстрасенсов».

— Верите сами в мистику?

— Суеверный, но не до безумия. А вообще, посмотришь телевизор, и думаешь — а что-то в этом есть.

— Мэру приходится местные новости со всех сторон и в Интернете изучать?

— Зажима критики нет. Есть простые правила: есть проблема, нужно осветить ее со всех сторон. Часто журналисты во многом не разбираются. Пришли, наскоком сделали, не вникнув, не поняв, не разобравшись. И это на самом деле беда.

— Вообще у вас в семье много разговоров о политике, о власти?

— Про власть, наверное, в любой семье говорят.

— Власть-то ругаете?

— И местную власть тоже ругаем, если вы об этом.

— Лена, а вам чем местная власть не угодила?

— Поздно домой приходит, — улыбнулась Елена Мелюкова.

Кабинетные исследования

Глава семьи — хозяин пульта от телевизора в своем домашнем кабинете. Большой диван из черной кожи, паркет, телевизор, ноутбук, книжная полка и полка с иконами и сувенирами — интерьер рабочей комнаты. Когда Станислав Мелюков дома, центр жизни перемещается сюда. Это место встреч, семейных посиделок, размышления и работы. А обилие вещей на полках превращают кабинет в настоящий музей.

— Эти тарелочки — не оттуда, где я был. Что сам привез — тарелку с тигром из Санья, в прошлом году там отдыхали, и статуэтку бога Байкала. Все остальное — сувениры, привезенные друзьями, родственниками, — говорит мэр.

Здесь же хранятся семейные фотографии. Листая альбомы с детскими фото, есть чему улыбнуться. Вот фото, на котором октябренок Станислав Мелюков вместе с младшим братом в Баку.

— Фотография 1975 года. Брат здесь смешнее вышел: шапка набекрень, колготки. Мы над этой фотографией просто плачем со смеху, когда смотрим.

— Часто вспоминаете детство?

— Знаешь, сейчас даже нет времени на воспоминания. Потому что работаю почти круглые сутки.

— Сайт «Одноклассники» много для жизни значит?

— Сейчас нет. Одно время подсел на него, но сейчас все меньше времени провожу.

— Нет желания съездить в Баку, посмотреть на места, где прошло детство?

— Периодически такое желание возникает. Но все реже и реже. Сейчас там уже никого нет из знакомых. Семья у нас армянская, моя мама — армянка. И после известных событий в Баку все знакомые оттуда разъехались.

Разговор прервал телефонный звонок. Мобильный телефон у главы Белогорска вполне демократичный — недорогой удобный слайдер.

— Телефон Станислав Юрьевич не отключает никогда, — вполголоса рассказывает Елена Мелюкова. — Так что он постоянно на работе, круглые сутки, в выходные и даже в отпуске. И в семье у нас уже появилось правило — никогда не отключать телефоны.

Кроме телефона, постоянный спутник мэра — видавший виды ноутбук. Новый Мелюков не покупает, потому что пока хватает и этого. К тому же, признается, не любит вещизм: «из вещей и денег я культа не делаю».

— Мэр Белогорска уважает спорт?

— Конечно. Футбол, волейбол, боулинг, нарды. В альбоме много старых снимков футбольных матчей с моим участием. В нарды играю три раза в год — дважды на традиционном мальчишнике, еще один раз — на городском чемпионате. А в боулинг у нас вся семья любит играть. Даже Лева — он шар двумя руками бросает.

Детские хлопоты

На третьем этаже в детской слышны звуки работающего интернет-пейджера. В комнате с кем-то общается по интернету старший из двух братьев Андрей. Рядом на диване играет с тойтерьером Лева. Андрей активно интересуется компьютерами, причем настолько активно, что мама периодически строго изымает системный блок, чтобы технологии не отражались на успеваемости в школе.

— Детям нужно внимание, кнут и пряник, — уверена Елена Мелюкова. — Лева пока маленький, ему пока больше пряников достается. Но чем старше он становится, тем больше строгости по отношению к нему. Андрей уже взрослый, ему вот делим пополам — и пряник, и кнут.

— Лена, вы за либерализм или за сильную руку в деле воспитания детей?

— Либерализм. Но каждый должен мыслить дальше: просчитать, что будет дальше, какие последствия будут из-за того или иного поступка.

— Вы руководитель нескольких СМИ, муж — глава города. Семейная жизнь — постоянный драйв. Но не хочется тихой, размеренной жизни?

— Нет, что ты, это не про нас. Но на самом деле я чувствую себя точно так же, как и раньше. Вот буду идти по улице, и никто не скажет — вот, жена мэра идет. Мало кто меня знает: я не появляюсь в эфире, в газетах, не даю интервью.

— Но спокойствия, наверное, не хватает?

— Очень. Я это ощутила, когда Станислав Юрьевич стал мэром. В этом смысле для меня тот год был переломным. Это было очень тяжело понять, привыкнуть к этому. Раньше мы работали вместе с утра до вечера. Сейчас он чиновник, к которому я, как руководитель СМИ, должна относиться скептически. А он мой муж, и я знаю, как он впахивает. Но уже привыкла.

— У вас в подчинении около пятидесяти человек. Сложно управлять таким большим коллективом?

— Сначала было очень сложно. Станислав Юрьевич управленец, каких очень мало, ему это дано. Заменить его просто невозможно, попытаться не уронить уровень было сложно. Но сейчас пошел третий год в должности руководителя, стало проще. И люди привыкли, что нет ни деспотизма, ни самолюбования.

— Как отдыхаете от работы? Это ведь проблема многих деловых женщин — как переключиться, как отдохнуть.

— Летом мне в этом смысле очень просто — есть огород. Прихожу после работы домой и ухожу с головой в эту траву. Она молчит, я молчу — вместе отдыхаем. Огород у нас первый год, один знакомый назвал его маленьким китайским огородиком: некуда ноге ступить, везде что-то растет — от картошки и укропа до яблок. Ухаживаем за ним вместе с детьми, но картошку сажали всей семьей.

— Есть что-то такое, чего вам не хватает?

— Мужа дома. Но такая у него сейчас работа. Он трудоголик и полностью отдает себя делу. Это нужно понять и принять, и тогда все будет хорошо.

В прошлом году впервые за долгие годы Мелюковы всей семьей съездили в отпуск на море. Если бизнесмен Станислав Мелюков много лет отказывал себе в полноценном отдыхе, то главе города он положен по закону. «В итоге в прошлом году я впервые за несколько лет не простыл. Теперь точно знаю — отдыхать нужно», — делится опытом Станислав Юрьевич.

А сейчас у семьи есть совершенно земная мечта. Простая, но пока недоступная из-за занятости и неусидчивости трехлетнего Левы. Взрослые Мелюковы мечтают всей семьей сходить в кинотеатр и с попкорном и газировкой посмотреть новый фильм на большом экране.

«Царство зверей»

На двери холодильника — настоящий зоопарк из зверюшек-магнитиков. Олени, кролики, коровы… Все это — игрушечное царство зверей трехлетнего Левы Мелюкова.

Хозяева пультов

В большом доме — семь телевизоров, но главный — в зале. Хозяин пульта главного телевизора семьи не мэр, а младший член семьи.

Секреты кулинарии

Коронное блюдо Станислава Мелюкова уже долгие годы — пирог с картофелем и мясом. На тесто укладываются нарезанный тонкими пластинами картофель, лук и тонкие ломтики отбивного мяса. Добавляются приправы, все запекается в духовке. Другое блюдо, рецепт которого был разыскан в интернете, — малосольные огурцы. Но этот рецепт Станислав Юрьевич не раскрывает. А Елена Мелюкова признается, что в семье обожают картофельное пюре, взбитое миксером. Вот только миксер нужен попроще, тогда и пюре получится как сказка.

Возрастная категория материалов: 18+