Подготовить оступившихся подростков к дальнейшей жизни — такую цель ставит Игорь Ляпин.Подготовить оступившихся подростков к дальнейшей жизни — такую цель ставит Игорь Ляпин.

Малыш-великан пытался пристроиться к цепочке цыплят, выделывающих па из «Лебединого озера», но его пинками и подзатыльниками вытолкали из танца.

«Я настолько ясно увидел в этом фрагменте проблемы наших девиантных детей, — признается потом Игорь Петрович. — Это те же самые гадкие утята, которые выброшены обществом. Их таланты не раскрыты. Мне очень знакома эта проблема — над ней я работаю много лет». В общем заместителю директора Юхтинской спецшколы было что сказать по этому поводу. В результате Игорь Ляпин стал победителем Всероссийского конкурса «Воспитать человека» в номинации для воспитателей детдомов и школ-интернатов.

Чистый лист

Юхтинская спецшкола — закрытое учреждение, куда подростки в возрасте от 11 до 17 лет попадают по решению суда. Сегодня их 107. Распределены по классам, ходят по школе строем, выход за территорию — только с особого разрешения руководства. Когда слышишь, за какие провинности попали сюда подростки, это трудно совместить со словами «дети», «ребенок», которыми наполнена речь педагогов.

Закон спецшколы — не напоминать ребятам о том, что плохого они уже успели совершить в своей жизни. Правонарушители — это было раньше. Здесь они снова дети.

— Пришел к нам новичок, я взял его личное дело, познакомился, обдумал, — рассказывает Игорь Ляпин. — Бывает, что к нам попадают по нехорошим статьям — это и насилие, и даже насилие в отношении младших сестер. По-человечески такое трудно понять и принять. Но я закрываю это личное дело и открываю новое — с чистого листа. Здесь я пишу, чем надо помочь этому ребенку. Я должен включить его в коллектив, чтобы он освоился. А дальше воспитание надо построить так, чтобы он вернулся в семью и ничего подобного больше не совершал.

Чтобы воспитать человека, надо самому быть человеком. Двойные стандарты у этой аудитории не пройдут. Например, невозможно говорить на классном часе о вреде курения и потом втихушку дымить в курилке. Чтобы провести классный час о вредных привычках, Игорю Ляпину потребовался год — столько ему понадобилось, чтобы бросить курить. Зато сейчас готов дать мастер-класс на эту тему, и мальчишки, научившиеся курить раньше, чем говорить, ему верят.

Все хотели быть волками

Чтобы воспитать человека, надо научить его тому, что умеешь сам. Игорь Петрович умеет шить. И вот представьте картину: сидят рядком трудные подростки с пяльцами в руках и вышивают крестиком. Кружок «Вышивалкин» действовал в спецшколе два года. Этого хватило, чтобы все стены в классе оказались увешенными работами в рамках.

Потом ребята выпустились, пришли новые. Подсчетом клеточек по канве новички не увлеклись. Тогда Игорь Петрович придумал для них кукольный кружок. Тому было две причины. Во-первых, этот контингент совершенно не знал ни «Теремка», ни «Колобка», в их трудном детстве было как-то не до сказок, где сконцентрированы народные традиции и народная же мудрость. А во-вторых, все ребята хотели играть только отрицательных персонажей. С положительными героями они себя не ассоциировали никак. И это нужно было исправлять.

— Понимаете, их так воспринимали всюду, — объясняет Игорь Петрович. — Он проблемный подросток, для родителей это не любимый сын и опора, а сплошное наказание. С ним не справляется школа, с ним не дружат благополучные дети, на него все махнули рукой. А он себя так и воспринимает.

Через год работы за ширмой большинство юных артистов захотели быть зайчиками. Желающих остаться в «волчьей стае» все меньше.

Будем шить!

Перчаточных и пальчиковых кукол для спектаклей Игорь Ляпин шил сам, вручную.

Потом подумал: в спецшколе где-то были старые швейные машины с незапамятных времен, может, попробовать? Предложил ребятам вместе отремонтировать механизм, они заинтересовались — все же техника. Собрали. «Ура! Работает!» Кто-то спросил: «А можно мне брюки подшить?»

И началось. Впереди был областной конкурс «Созвездие» для воспитанников интернатов, и мальчишки сшили для него пять кукол-матросиков. Победили в номинации «мягкая игрушка». Это добавило энтузиазма.

— Сначала я боялся, что ребята меня не поддержат, не совсем мужское это увлечение, — говорит Игорь Петрович. — Но победа нас окрылила, и мы решили: будем шить!

Сегодня кружок «Портняжка» — один из самых популярных в спецшколе. К отремонтированным швейным машинкам «из старых запасов» добавились принесенные из дома педагогами. Поскольку художественная самодеятельность здесь развита, постоянно требуются сценические костюмы. Теперь «Портняжка» обшивает все школьные театральные представления. В коллекции — более 40 моделей, потребовалось даже завести костюмерную. Главный шедевр — костюм Снегурочки для новогоднего представления.

Педагог с дипломом зоотехника

В Юхтинскую спецшколу Игорь Ляпин пришел на работу восемь лет назад. Можно сказать, случайно. По первому образованию он зоотехник, окончил сельхохзтехникум в Пензенской области. В Приамурье служил в армии, здесь познакомился с будущей супругой. И остался. Искал работу, и по рекомендации знакомых узнал, что в Юхтинской спецшколе есть вакансия воспитателя. Решил попробовать. Получилось. Сразу же поступил заочно в БГПУ и в 2009 году получил диплом учителя начальных классов.

Применить аграрное образование в спецшколе ему не удается. У школы есть сад и картофельные сотки, но по СанПиНам на ее территории ни свинарник, ни коровник, ни даже курятник не положены. И детей к таким работам привлекать нельзя, к сожалению. Все очень строго.

— Хотя нашим детям общение с животными не повредило бы, — убежден педагог с дипломом зоотехника. — Эх, восстановить бы систему воспитания Макаренко — мы бы хотели так поработать! Но нельзя. Надеемся все же, что эти нормы будут пересмотрены. Работа с землей и животными многим бы понравилась, да и в будущем пригодилась, у нас же аграрная область.

Работа в бездну

— Ребятам нравится везде участвовать, — говорит педагог. — Когда дети раскрываются, в них иногда просыпаются такие талантищи! Кто-то поет, кто-то шьет, кто-то рисует, а кто-то рожден для сцены. В каждом стараемся открыть свое и на этом его удержать.

В Юхтинской спецшколе за три года, отпущенные на исправление, педагоги и воспитатели стараются показать ребятам, как можно жить. И внушить, что у ребенка всегда есть выбор — держаться добра или скатиться в сторону зла, за которым последует наказание еще более жесткое, чем спецшкола с ее ограничениями. А потом ребята возвращаются домой. В ту же среду, откуда их изъяли.

— Здесь каждого знаешь в лицо и по имени, и за каждого переживаешь, — говорит Игорь Ляпин. — Так обидно бывает — столько вложено труда, мы раскрыли детей, помогли им измениться. А дальше — нет поддержки. Нашего иммунитета хватает на полгода или год, а потом узнаешь, что ребенок снова бродяжничает, снова попадает в милицию. И еще обиднее, когда родители получают за детей пенсии по утрате одного из кормильцев, пропивают, а дети снова возвращаются к нам разутые-раздетые. Иногда бывает ощущение, что работаешь в бездну.

К сожалению, констатируют педагоги, никто не работает с семьями, куда возвращаются дети после Юхты. У органов опеки, соцзащиты и ПДН другие функции. Парадокс, но педагоги спокойны лишь за сирот, которые из спецшколы переходят в детский дом. Там они живут в привычном режиме, не бросают учебу и вообще считаются лучшими воспитанниками.

— Мы не должны обособленно работать. Мы школа закрытого типа, но это не значит, что нас отгородили забором — и варитесь в своем котле, — говорит один из лучших воспитателей России. — Нам нужны социальные партнеры, которые помогали бы и дальше реабилитировать воспитанников, могли организовать постинтернатное сопровождение.

Блицопрос

— Вы относитесь к детям как к сыновьям или как к воспитанникам?

— Как к сыновьям. Дома у меня две дочки, а здесь теперь 107 сыновей. Ни один мне не безразличен, всех пропускаю через сердце.

— За что вы их любите?

— Любить каждого есть за что. Когда видишь, какие у мальчишки открытые глаза, открытая улыбка, — ну не может он быть злым до корней своих, в нем все равно есть то зернышко, которое надо взрастить. Пусть он хулиган, пусть он доставляет неприятности — не без этого.

— Чего вы не любите в ваших детях?

— Проявлений жестокости. Да, мы этого не любим и не принимаем, но все равно надо с этим работать, обращать минусы в плюсы, находить те зерна, из которых вырастет другая личность.

— Вы можете попросить прощения у воспитанника, если не правы?

— Конечно, так было не раз. Это же модель поведения — если я так поступлю, то и ребенок потом, чувствуя неправоту, сам попросит прощения.

Возрастная категория материалов: 18+