Чтобы сократить расходы, властям придется оптимизировать пригородные перевозки.Чтобы сократить расходы, властям придется оптимизировать пригородные перевозки.

Так, по маршруту Благовещенск — Белогорск планируется сократить в рабочие дни два поезда из четырех, поскольку они ходят полупустыми. В среду корреспондент АП специально отправился по этому маршруту в Белогорск, чтобы воочию увидеть будничный пассажиропоток.

Лишь эхо

Поезд 6407, отправление в 7.57. Заходим в первый вагон. На наше удивление он практически полон. В соседнем вагоне гуляет эхо. Комфортные мягкие сиденья пусты — ни одной живой души. В третьем вагоне едет человек пять, а в последнем — одна пассажирка. Негусто. Заводим разговор с проводником: «Почему так мало народу?»

— Зимой и в будни пассажиров меньше, хотя раз на раз не приходится, — рассказывает старший проводник Наталья Курбановна. — По пути следования, на остановках, люди набираются. Обычно пассажиров больше, когда едут студенты. Прокатитесь с нами в четверг, пятницу, выходные или праздничные дни — в вагонах не протолкнуться. В эти дни одним автобусам не справиться.

По словам проводницы, о планируемом сокращении пригородных пассажирских перевозок железнодорожники знают. Буквально на днях они обсуждали судьбу так называемых «рашек» — двухвагонных составов, которые курсируют днем между Благовещенском и Белогорском. Именно два этих маршрута из четырех — 6601 и 6603 — планируют оптимизировать. Правда, потерять работу проводники не боятся — кадров и так не хватает.

Полчаса мы едем небольшой компанией из пяти человек. Затем решаем перейти в более заполненный вагон. На полустанках в него садится два-три человека, столько же сходит. Поэтому количество пассажиров практически не меняется — меняются только их лица. Небольшое оживление в наши ряды внесли остановки на станциях Березовка, Среднебелая и Томичи.

Сокращать или сохранять

Сколько людей — столько и мнений. Но здесь на удивление все пассажиры «пели» в унисон: им не хотелось бы, чтобы отменили дневные рейсы.

— Нужно все тщательно взвесить, учесть мнение амурчан, ведь на пригородных поездах очень удобно ездить — это безопасный транспорт, который не зависит от погоды, — говорит воспитатель Дмитриевского дома-интерната Вера Петраш. — Билеты здесь дешевле, чем на автобусе или пассажирском поезде. Например, проезд на пригородном маршруте из Благовещенска в Березовку стоит 71 рубль, а на автобусе — 130.

Экономия есть, однако не все пассажиры знают, что большую часть за проезд по железной дороге оплачивает областной бюджет.

Кстати, сама воспитательница призналась, что является льготницей, поэтому вообще ездит бесплатно.

В качестве выхода из сложившейся ситуации пассажиры пригородного поезда предлагают властям изменить действующее расписание поездов. Например, советуют увеличить интервал между движением, чтобы большим стал пассажиропоток. Также предлагают регулировать протяженность составов — добавлять в дни пик дополнительные вагоны, а в будни, наоборот, уменьшать их количество.

Но перед всеми этими мерами просят изучить общественное мнение, провести анкетирование среди пассажиров: какие из имеющихся рейсов они считают наиболее удобными? И только потом, если оптимизации не избежать, сокращать маршруты.

Возвращаться в Благовещенск мы решили на автобусе — так сказать, для чистоты эксперимента. На белогорском автовокзале тоже было «негусто». Из более чем десяти маршруток половина ушли полупустыми.

Что планируют оптимизировать

Маршрут Благовещенск — Белогорск (сокращение двух поездов из четырех и только в рабочие дни, их составность сохранится в выходные и праздники).

Маршрут Ерофей Павлович — Амазар (губернатор адресовал письмо правительству Забайкальского края по вопросу софинансирования расходных обязательств перед железнодорожной компанией на осуществление маршрута, пролегающего по территории двух субъектов РФ).

Маршрут Магдагачи — Ушумун (в связи с дублированием трех маршрутов перевозки в этом направлении также обеспечивают поезда Магдагачи — Сиваки и Тыгда — Шимановск).

Бизнес на рельсах

Пока областное правительство и железная дорога ломают голову над тем, как минимизировать затраты на пригородные перевозки, среди пассажиров есть те, кто на них зарабатывает. Речь идет о гражданах-инвалидах, у которых есть право бесплатного провоза с собой сопровождающего. Например, таким образом сегодня зарабатывает себе на жизнь одна благовещенка. Она за половину стоимости билета предлагает кому-нибудь из пассажиров сопровождать себя. И так курсирует из Благовещенска в Белогорск. А есть и такие льготники (из разряда бомжей), которые зимой практически живут в пригородных поездах.

Возрастная категория материалов: 18+