Бывшие коллеги Анатолия М., с которыми он проработал 15 лет, до сих пор не верят в произошедшее.Бывшие коллеги Анатолия М., с которыми он проработал 15 лет, до сих пор не верят в произошедшее.

В исправительной колонии № 3 в Среднебелой отбывает наказание 53-летний житель Сковородина Анатолий М. В октябре 2010 года Сковородинский районный суд приговорил его за убийство к 10 годам лишения свободы. Свою вину Анатолий не признавал никогда, в невиновности осужденного уверены его родственники и адвокаты. Они пытались добиться правды, подав кассацию в Амурский областной суд. Но решение коллег из района там оставили без изменений.

Однако спустя несколько месяцев появилась информация, что в этом убийстве признались другие люди. Но даже эти, вновь открывшиеся обстоятельства до сих пор не стали основанием для пересмотра уголовного дела. Почему? АП попыталась разобраться в ситуации.

Роковая случайность

Криминальная история произошла 7 мая 2010 года в Сковородине. В центре города Анатолий М. выпивал в компании двух женщин — Анны и Анжелы. Последние, стоит отметить, ведут маргинальный образ жизни: не имеют ни постоянного места жительства, ни работы, злоупотребляют алкоголем. У единственного в тот вечер в их компании мужчины все с точностью до наоборот: квартира, постоянная работа, на которой он характеризуется положительно, двое взрослых сыновей. Что свело их вместе? По словам сына осужденного — случай.

— Как рассказывал отец, одна из этих женщин оказалась какой-то его давней знакомой, предложила выпить вместе. А у него тогда такой период в жизни был: сначала он похоронил мать, а спустя полтора месяца — жену, нашу маму. Потерянный ходил и отстраненный, — говорит Константин М.

Случай этот стал роковым для Анатолия. В разгар посиделок к компании присоединилась дочь Анны, а вслед за ней пьяный мужчина, который стал приставать к девушке. Завязалась потасовка.

— По версии моего подзащитного, единственное, что он себе позволил, это толкнуть в плечо пристававшего к девушке мужчину, чтобы тот отстал, — рассказывает адвокат осужденного Евгений Онищук. — Пьяные женщины, наоборот, полезли в драку: Анна разбила о голову обидчика дочери бутылку из-под пива, а затем обе накинулись на него с кулаками и стали избивать. Мой подзащитный пытался оградить его от нападок женщин.

Избиение остановили прохожие: супружеская пара сделала замечание пьяной компании, и мужчину оставили в покое — серьезных увечий ему не нанесли, он был в сознании и ругался теперь уже на своих обидчиков. Потерпевшего женщины отволокли к теплотрассе, подальше от проезжей части. На том и разошлись. Анатолий М. вернулся домой — вместе с ним живет его сын, который видел его в тот вечер.

На следующее утро у теплотрассы, недалеко от того места, где произошла потасовка, был обнаружен труп того самого мужчины. Он был зверски избит: голова размозжена куском гранитной глыбы, вместо лица — сплошное кровавое месиво. С убитого были стянуты штаны, а поверх тела уложены две доски. Кстати, орудие преступления лежало в изголовье трупа.

У адвокатов много вопросов

Анатолия М. задержали утром 8 мая и доставили в отделение милиции, где уже находились его вчерашние знакомые. Обе женщины при допросе рассказали, что избивал мужчину один Анатолий. Анна показала, что он бросил в жертву камень, Анжела сначала тоже поддержала подругу. Но спустя несколько дней ее зачем-то вызвали на повторный допрос, в котором она призналась, что предполагаемый убийца не выпускал камень из рук и наносил им удары по лицу мужчины.

— Зачем ее надо было передопрашивать? — задается вопросом адвокат. — Показания свидетельницы изменились только в этой части. То есть надо было изменить механизм причинения тяжкого вреда здоровью, чтобы потом подогнать его под способ убийства.

В отделение милиции Анатолия М. доставили 8 мая и сразу же стали брать с него объяснения. Однако протокол допроса датирован 10 мая, 20.00.

— Где он все это время находился и что с ним делали? Мой подзащитный говорит, что эти два дня его постоянно допрашивали, убеждали. Проще говоря, пытались всячески выбить раскаяние, — продолжает собеседник АП.

В районном суде оценка тому факту, что протокол допроса был подписан намного позже задержания, не дана. Впрочем, служители Фемиды не обратили внимания на многие странности уголовного дела. Например, на орудие преступления, которое свидетели, а затем и следователи упорно называют камнем. Кусок гранитной глыбы, который не каждый здоровый мужик сможет поднять, а тем более удерживать в руках и нанести им несколько ударов по лицу. У осужденного год назад до описываемых событий был сложный перелом руки, кисть срослась неправильно, прибавим к этому состояние опьянения, в котором он находился в тот вечер. Непроизвольно закрадываются сомнения.

Одежду, в которой был вечером 7 мая Анатолий М., следователи, конечно, изъяли и отправили на экспертизу. На ней не было обнаружено ни крови убитого, ни ворса с его одежды. Как указал эксперт, одежда не застирывалась. И это притом, что лицо мужчины было залито кровью, багряные пятна есть и на самом камне, и вокруг тела.

Главными свидетелями обвинения стали две бомжихи. К слову, Анна сегодня отбывает наказание за квартирную кражу, ее дочь, из-за которой случилась потасовка, также находится в местах не столь отдаленных.

— В суде эти женщины, которые регулярно и в большом количестве употребляют спиртное, двух слов не могли связать, были не в состоянии нормально ответить на вопросы судьи. При этом показания, которые они дали в ходе предварительного следствия и которые есть в материалах уголовного дела, занимают 4 листа текста — очень логично и последовательно изложенных мыслей. Маргиналы таким языком выражаться не могут. Кроме того, как показала на суде одна из свидетельниц, протокол допроса она подписала спустя несколько дней после самого следственного действия, даже не читая, — рассказывает адвокат.

По его словам, в судебном заседании свидетельницам обвинения был задан один вопрос: вы подтверждаете данные вами показания? Они подтверждали. Приговор — 10 лет лишения свободы.

Не за себя, а за того парня

В исправительной колонии № 3 в Среднебелой Анатолий М. находился уже почти три месяца, когда до него дошли слухи, что в том майском убийстве признались другие люди. Ими, по дошедшей до осужденного информации, оказались подозреваемые в расправе над двумя китаянками в декабре прошлого года.

Напомним, преступление произошло в магазине китайских товаров в Сковородине, предполагаемых убийц — парней 24 и 18 лет — задержали через несколько дней.

Действительно, как рассказал АП старший помощник руководителя СУ СКР по Амурской области Алексей Лубинский, у следователей имеются определенные данные о причастности этих двоих к другим подобным преступлениям. Информацию пока проверяют, поэтому подробности не разглашаются.

В то же время источники АП, пожелавшие остаться не названными, утверждают: парни написали явку с повинной, в которой признались в убийстве мужчины 7 мая в Сковородине. Причем показания давали в присутствии нескольких представителей правоохранительных органов, следствия и прокуратуры. На тот момент задержанные не знали, что за это преступление уже осужден человек. Иначе зачем им было брать вину на себя?

— По имеющейся информации, по данному эпизоду явки с повинной следственные органы уже вынесли постановление об отказе в возбуждении уголовного дела. То есть фактически поставлена жирная точка в деле Анатолия М. Его судьбу решили за него правоохранительные органы и суд. 10 лет лагерей! — говорит Евгений Онищук.

Адвокат считает, что эта информация должна, как минимум, стать поводом для проверки и для следственных органов, и для прокуратуры. Он подготовил официальные обращения к прокурору области Николаю Пилипчуку, а также к и. о. руководителя Следственного управления СКР по Амурской области Андрею Голомбиевскому.

Просьбу помочь разобраться в деле отца областному прокурору направил и сын осужденного.

— Я направил свое обращение в 20-х числах февраля через интернет-приемную, — рассказывает молодой человек. — В нем так и написал, что мой отец не виновен. В деле есть новые подозреваемые, которые дают явки с повинной, но им закрывают рот. Позже я позвонил в приемную прокурора, и секретарь сказала, что ответ придет в течение месяца.

Никаких признаний не было

Мы обратились в следственный отдел по Сковородинскому району СУ СКР по Амурской области за официальными комментариями. По словам руководителя отдела Михаила Дьяченко, никаких признаний не было. До следователей дошла информация о возможной причастности подозреваемых в расправе над китаянками к убийству 7 мая. По данному факту была проведена проверка, информация не подтвердилась.

Возрастная категория материалов: 18+