Сусальное золото, пушистый белоснежный ковролин, элитная кожаная мебель — сегодня то время ей кажется далеким сном.

Как стать незаменимой

— По профессии я товаровед и прежде жила в другом районе, работала в магазине, — рассказывает Ирина Николаевна (фамилию по ее просьбе мы не называем). — В поселке у нас образовалось сообщество православных верующих, мы вместе постились, общались. Среди нас были вхожие в круг первых лиц области. Когда в область приехал новый губернатор из Татарстана Николай Колесов, ему понадобились люди, которые бы приглядывали за домом и садом. Знакомые предложили мне стать его домработницей. Сначала я отказывалась: зачем это надо — политика, губернатор? Но друзья убедили. В общем, я взяла благословение у священника и переехала в Благовещенск.

Удивительно, но накануне этих перемен Ирине приснился вещий сон. Она увидела себя стоящей перед красивым особняком, но не пыталась туда войти. Заглядывала только в окна и в одном приметила лик Николы Чудотворца — его глаза смотрели на нее. Взгляд этого святого навсегда остался у нее в памяти. А потом и наяву она его увидела — когда оконописец Александр Тихомиров подарил Колесову в день его ангела именную икону.

— В доме моего шефа висели иконы. И даже потом, когда он уезжал, первое, что взял с собой, — это их, — вспоминает его домработница.

Первая встреча

К своим обязанностям женщина приступила раньше, чем познакомилась с боссом: первое время Николай Колесов практически постоянно жил в Москве.

— Во время нашей первой встречи мне было очень неловко, но Николай Александрович не заострял на моей работе внимания, — признается Ирина Николаевна. — Он называл меня только по имени, всегда был вежлив и обходителен. Я слышала о его крутом нраве, но в наш адрес он никогда грубо не выражался. Было такое ощущение, что мы просто одна семья. Кстати, к своим детям шеф относился очень трепетно. Но больше выделял дочь Анастасию, она могла им руководить. С сыном, а он похулиганистее, был строже. Слышала, как после очередного куража ругал его по телефону: «Я тебя запру на БАМ, там ты у меня покувыркаешься, не до развлечений будет!»

Николай Колесов жил в трехэтажном доме в районе Астрахановки. Кстати, там, как и в рабочем кабинете, была лепнина и сусальное золото. Потрясал громадный каминный зал в три этажа с красивейшей люстрой. По словам домработницы, в ее обязанности входила уборка, мойка бассейна, стирка и глажка вещей, покупка новых. Лежащий повсюду ковролин заметно облегчал работу — не надо было мыть полы. А вот еду первому лицу области готовила другая женщина — Колесов привез из Татарстана своего повара Галину. Иногда дамы сообща накрывали на стол. Коллективное творчество обычно требовалось, когда в дом к экс-губернатору приходили гости.

Эстет и чистюля

— Как мужчина, Николай Колесов очень аккуратен, порядок у него был везде и во всем, шеф знал, где и какая вещь лежит, — вспоминает его бывшая домработница. — Терпеть не мог, если кто-то бросал мусор на пол. Помню, как-то к Николаю Александровичу пришли гости из высоких персон и, видимо, кто-то уронил зубочистку на пол. Так он сразу ему: «Подними, Ирина здесь убирает, а ты мусоришь». Я была неподалеку, и, конечно же, мне было приятно услышать такое. Значит, он уважает и ценит наш труд!

Единственный недостаток экс-губернатора, говорит Ирина, — он много курил.

— По состоянию пепельниц мы могли угадать, в каком настроении наш шеф, — признается Ирина. — Если утром они были полными, значит, не спал всю ночь. Говорят, что он много пил, но пьяным мы его почти не видели. Да, он выпивал по вечерам виски, но, с другой стороны, как еще расслабляться мужчине после работы? Ведь он домой приходил только ночевать: поспит часа четыре и снова уедет.

Из домашних животных — мышка

Животных в доме экс-губернатор Николай Колесов не держал. А однажды в его особняке завелась мышка. Откуда — не понятно.

— Приезжаем утром на работу, шеф нам: «Девки, у нас мыши!», — улыбается Ирина. — Мы тогда засмеялись с Галиной: «Ну хоть одна живая душа в доме!» Через пару дней также утром приходим — тапки хозяина по дому валяются. Видимо, охотился за мышкой. И, наверное, поймал, потому что потом она куда-то исчезла.

В командировку — со своими беляшами

Обслуживающий персонал на работу привозили каждый день. Иногда он начинался очень рано: в четыре или пять часов утра — если экс-губернатор выезжал в командировку. Кухарке и домработнице приходилось собирать ему «в поход» целые коробки продуктов.

— Шеф никогда не ел в ресторанах, поскольку любил только домашнюю пищу, — замечает домработница экс-губернатора Ирина. — Галя пекла ему татарские треугольнички, беляши, готовила плов, окорочка в меду, чай. Мы упаковывали это в коробки и загружали в машину. Он же широкой души человек — угощал коллег.

По словам амурчанки, Колесов культа из еды не делал. Страшно любил яичницу, отварное мясо и селедку.

Сегодня, работая продавцом в магазине женской одежды, Ирина с легкой грустью вспоминает о том времени, когда она управляла целым домом губернатора Амурской области. Несмотря на то что в политике лихорадит, в ее жизни те полгода — с октября 2007-го по май 2008-го — были стабильными и счастливыми месяцами. Поэтому она даже несколько защищает бывшего шефа.

— Когда люди говорят, что он «обул» Амурскую область, я не верю — он очень богатый человек, — убеждена Ирина. — Когда уезжал отсюда, практически ничего не взял. Я не думаю, что виноват только Колесов, все-таки работал он здесь не один. И я уверена, что он хотел задержаться. Когда стирала его костюмы, в карманах находила кучу обращений и жалоб граждан. Он их не выбрасывал, а складывал потом на стол, чтобы разбираться. Наверное, его время просто неожиданно кончилось.

Кстати, персонал даже не предполагал, что события будут развиваться так стремительно. К лету Ирина с Галиной собирались разбить во дворе губернаторского дома волейбольную площадку и клумбы, даже заказали Камазы с гравием и песком.

Однако вышло иначе. 28 мая 2008 года домработнице сообщили, что больше не нуждаются в ее услугах. А в октябре лишился поста губернатора и ее босс.

Возрастная категория материалов: 18+