Алексей Родик опасается за судьбу нового питомца.
Алексей Родик опасается за судьбу нового питомца.

Почему наравне с бездомной сворой под пули попадают домашние животные и можно ли решить «бродячую» проблему другим, более гуманным способом? В редакцию АП обратились обеспокоенные жители населенного пункта.

Собачье сердце

На территории Чигирей тишь да гладь. Середина дня. В округе не то что собак, людей не приметишь. Продавцы магазинов равнодушно пожимают плечами: «Слышали, что отстреливают, объявления по этому поводу висят. А что делать? Бездомных собак у нас много. Вы утром приезжайте, увидите. Своих псов прячем, одних за ворота не выпускаем. Хотя раньше наши дворняжки сами гуляли».

— Правильно, что уничтожают, — заявляет учительница Ольга Новикова, — по поселку было страшно ходить. Такие своры бегали! На детей набрасывались. Прошлым летом, когда я шла на экзамены, около школы на меня пять собак напали. До сих пор на руке шрамы.

У сотрудника детско-юношеского конноспортивного клуба «Золотая подкова» Алексея Родика на этот счет другое мнение. Полгода назад подобная перестрелка лишила его настоящего друга.

— Очень тяжело видеть, как умирает твоя собака, — вспоминает Алексей Валерьевич.

— У нас во дворе семь лет жил «дворянин» Грэй. Его вся школа знала. Очень добрый был, мухи не обидит. Он здесь коней охранял. Был вольный, не на привязи. Иногда выбегал на улицу. Днем прибежал весь в крови: голова, лапы. Я сначала подумал, машина сбила. Повез в ветлечебницу. Сделали ему рентген. Оказалось, огнестрельные ранения. Внутри обнаружили дробь. Врачи объявили, что лечить бесполезно. Пришлось усыпить. Сутки собака мучилась. Сейчас у меня новая собака, ротвейлер Джет. Хозяева от него отказались. А вдруг в результате борьбы с бездомными псами шальная пуля снова заденет моего нового питомца? У знакомого застрелили пса прямо на подворье.

Страх за питомцев

Как рассказали жители поселка, процедура отстрела бесхозных животных носит, по их мнению, бесчеловечный характер. В любое время дня к стае подъезжает легковая машина.

Снайпер приоткрывает окно и специальными дротиками, начиненными смертью, стреляет по живым мишеням. Собаки умирают не сразу, а минут через 20. Они прячутся, скулят, ждут помощи. На обратном пути трупы собирают и увозят. Но не всегда это получается.

Школьницы Наташа и Настя также опасаются за судьбу своих домашних любимцев.

— Одних со двора не выпускаем, — поделились девочки. — И сами с ними не гуляем. Родители за нас боятся. В январе у нас был случай: девочка гуляла с овчаркой, потом спустила ее с поводка. Подъехала машина и попала в шею собаке. Да она до сих пор там, мертвая в леске лежит. Никто не убрал. У нас около школы две уничтоженные собаки долго валялись. Мы мимо ходили, все видели. И сейчас свежих трупов много.

100 тысяч на собачью смерть

Как рассказали корреспонденту АП в администрации населенного пункта, подобная собачья зачистка — крайне вынужденная мера. И причем довольно дорогостоящая. На ликвидацию одного бродячего животного уходит 600 рублей. В прошлый раз, накануне Всероссийской переписи населения, было уничтожено более ста собак. Из бюджета было затрачено 79 тысяч рублей. По местным прогнозам, этой весной придется выложить более 100 тысяч. «Думаете, нам охота на такие цели деньги тратить? — сокрушаются экономисты. — Уж лучше детскую площадку отремонтировать или эти средства в пользу приюта для животных перенаправить».

— Я сама противница таких жестоких мер, но что делать? — считает главный специалист чигиринского сельсовета Любовь Андреева. — Последнее время ситуация крайне обострилась. На нападки собак постоянно жаловались почтальоны и врачи скорой помощи. К жилому сектору нельзя было подойти. Были случаи, когда «бродяги» набрасывались на детей. Один раз сильно искусали третьеклассницу. А вот случаев, чтобы люди обратились в сельсовет с жалобой, что их домашний любимец пострадал, не было. В сентябре 2010 годы мы заключили договор с компанией по отстрелу животных. Мы заранее оповещаем всех граждан, вывешиваем объявление с датой. Просим всех владельцев не выпускать собак на улицу без поводка, ошейника и намордника. К сожалению, население у нас не очень дисциплинированное, следит за питомцами, пускает все на самотек.

Отбросы общества

Последнее время Чигири, благодаря своей географии, поневоле превратились в рассадник бродячих собак. Сюда, с глаз долой из сердца вон, привозят хозяева из города своих поднадоевших питомцев. Прямо на глазах у местных жителей выбрасывают из добротных машин больших и не очень, породистых и беспородных псов. Не так давно здесь в бездомной своре еще бегали далматинец, боксер и спаниель.

Как пояснили АП в ООО «Деним-А», занимающемся ликвидацией бродячих собак, отстрел животных проводится только в присутствии участкового. Время, место и территорию уничтожения показывает лично сотрудник правоохранительных органов. Смертельные инъекции — современный и наиболее гуманный способ. Подобная эвтаназия проходит без крови и без судорог. У собаки просто останавливается сердце. Единственный минус — не все усыпленные «бродяжки» на виду. Но если в компанию поступает тревожный звонок о неубранных останках, то они немедленно реагируют. Утилизируют усыпленных четвероногих в усть-ивановском скотомогильнике.

Мнение

Оксана Притула, кинолог, директор клуба служебного и любительского собаководства «Прит.Ок»

Собака не виновата

— Почему у нас пополняется армия бродячих животных? Во-первых, люди не хотят стерилизовать своих собак — в итоге никому не нужные щенки выбрасываются на улицу. Во-вторых, приобретая животное, человек не всегда осознает, что его нужно воспитывать, заниматься им, что это большая ответственность. И не на день-два, а на годы! Это не игрушка, которая надоела — и выкинул. Но, к сожалению, часто люди поступают именно так. Я однозначно против отстрела — это жестоко. Ведь животное не виновато — виноваты сами люди и политика государства. Но проблему нужно как-то решать — она остро стоит не только в Приамурье, но и во всей России. Можно взять на вооружение опыт развитых стран. Я часто езжу за границу и могу точно сказать: такой ситуации, как у нас, нет нигде.

В Европе вы вообще не встретите бродячей собаки. А в общественном месте не найдете и пса на поводке. Для выгула там есть специальные площадки. Собак, оказавшихся на улице без хозяина, отлавливают, стерилизуют, отвозят в приют и, если в течение определенного срока животное не забрали, усыпляют. Но подобных случаев очень мало. Государство изначально не допускает такой проблемы. Кроме того, человеку, взявшему питомца из социального приюта, нередко выплачивают компенсацию. На Западе люди с детства приучены к ответственности за животное: они платят за него налог, если не собираются разводить потомство — обязательно стерилизуют. Нам до этого очень далеко. Перекладывать проблему с одних плеч на другие — наша национальная черта.

Возрастная категория материалов: 18+