Такой медицинский мусор лежит в контейнере возле 1-й горбольницы.Такой медицинский мусор лежит в контейнере возле 1-й горбольницы.

Между тем медучреждения области вынуждены выбрасывать опасные для здоровья и жизни окружающих отходы в ближайший мусорный бак или вывозить на городскую свалку. Сегодня весь медицинский мусор утилизируется на полигонах твердых бытовых отходов, проще говоря, закапывается в землю либо рассредотачивается по ее поверхности.

Отходы — в топку

Безопасно собрать, вывезти и уничтожить смертоносный медицинский мусор на сегодняшний день может в Приамурье единственная фирма — ООО «Консул», получившая в феврале лицензию на этот вид деятельности. Подготовились предприниматели к работе основательно: заказали из Франции специальную печь, которая обошлась в 10 миллионов рублей.

— Первая камера предназначена непосредственно для сжигания отходов, температура в ней образуется порядка 850— 900 градусов, — знакомит нас с технологией генеральный директор ООО «Консул» Роман Акимов. — При горении выделяется едкий и опасный газ — диоксид, который наносит здоровью человека и окружающей среде существенный вред. Этот газ поступает во вторую камеру — «досжига», там температура уже 1110—1200 градусов. Диоксид во второй камере уничтожается, воздух из камеры проходит специальную фильтрацию и выходит очищенный — абсолютно безопасный. Более экологически безопасного оборудования в мире пока не придумали.

Утилизация медицинских отходов — дело дорогостоящее. После мониторинга российского рынка подобных услуг фирма определилась с ценами. Чтобы бесследно избавиться от опасного мусора, медучреждениям предлагают заплатить в среднем 80 рублей за каждый килограмм отходов.

— В эту сумму, помимо утилизации, включены сбор и транспортировка, у нас есть специальные автомобили, обученные сотрудники, — продолжает Роман Николаевич. — Но и это не окончательные расценки. С больницами, где большое количество отходов, а это практически все муниципальные медучреждения, мы можем заключить договор, и для них цена будет намного ниже указанной в нашем прайс-листе.

Как ни странно, первыми правильно утилизировать отходы с помощью фирмы начали не самые богатые — районные и сельские больницы.

— С нами уже работают участковая больница Новопетровки (Благовещенский район), ЦРБ Завитинска, одна из больниц в Тынде. В числе первых были и некоторые благовещенские ветеринарные клиники, которых заинтересовало то, что мы можем утилизировать трупы погибших и умерших животных, — продолжил директор фирмы.

Туберкулез в контейнере

Между тем большинство амурских больниц и поликлиник не спешат заключать договоры с фирмой-монополистом на данном рынке услуг. На сегодняшний день с «Консулом» работают лишь несколько благовещенских медучреждений — это станция переливания крови, городские поликлиники № 2 и 4, травмпункт, некоторые ветеринарные лечебницы, несколько частных стоматологических клиник и медицинских центров. Такие же «гиганты» на рынке здравоохранения, как Амурская областная клиническая больница, которая только за сутки «производит» полторы тонны отходов, или Амурский областной противотуберкулезный диспансер, продолжают выбрасывать мусор по старинке, обеззаразив его подручными средствами, на обычную свалку, ссылаясь на дороговизну новой услуги.

Один из сотрудников тубдиспансера, на условии анонимности, рассказал, что по большому счету за тем, что попадает в мусорный бак на территории медучреждения, никто не следит.

— Твердые отходы, куда входят использованные шприцы, капельницы, обрабатываются обеззараживающими составами, чем-то вроде мышьяка. Жидкие — взятая у больных мокрота, смывы с колб, пробирок — тоже вроде мышьяком заливают. И все это выбрасывается в обыкновенный контейнер. Чтобы кто-то брал пробы из контейнеров — безопасны ли отходы, я не видел, а вот бомжей возле наших мусорных баков наблюдаю постоянно.

Эту ситуацию мы попросили прокомментировать главного врача тубдиспансера. Он пообещал, что в скором времени вопрос с утилизацией отходов кардинально решится.

— Уже в апреле мы планируем заключить договор с ООО «Консул» на утилизацию отходов, — отметил Валерий Ильин. — Сделать это раньше не позволили финансы, бюджет на первый квартал этого года был полностью расписан. В апреле же необходимые на утилизацию деньги должны появиться.

Первая ласточка

— Проблема утилизации медицинских отходов не решалась в области много лет, — говорит Геннадий Даниленко, руководитель управления Росздравнадзора по Амурской области. — Хорошо, что появилась частная фирма, которая может оказывать эти услуги. Раньше избавиться, скажем, от просроченных или фальсифицированных лекарств было настоящей головной болью. По закону мы должны были возвратить некачественный продукт поставщикам либо хранить его у себя. Теперь эта проблема снята. Конечно, хорошо бы, чтобы подобных фирм в области появилось несколько, чтобы между ними шла здоровая конкурентная борьба, но и первая ласточка — это уже замечательно.

Завод экологического назначения

Возможно, завод по переработке медицинских и химических отходов в 2013 году появится в Завитинске на месте бывшей агрохимии. АП уже писала, что в областном минприроды прорабатывают несколько вариантов создания системы утилизации лекарств с истекшим сроком годности, использованных шприцев, просроченных гербицидов, пестицидов, минеральных удобрений и прочих химикатов, используемых в сельхозпроизводстве, а также испорченных и непригодных к употреблению продуктов питания. При строительстве завода будет использован опыт Южной Кореи. Для России такие предприятия пока редкость. Первый в стране подобный завод уже работает во Владивостоке.

Возрастная категория материалов: 18+