Сейсмологи не исключают, что эти природные явления взаимосвязаны с японскими событиями. Что происходит в глубине Земли и к каким последствиям могут привести тектонические изменения в Амурской области, выяснял наш корреспондент.

Дребезжание по Рихтеру

Территория всего Дальнего Востока подвержена землетрясениям. Но если в южных районах Приамурья и Благовещенске вероятность возникновения такого рода катаклизмов близка к нулю, то на северо-западе области земные толчки — довольно частое явление. Здесь жители уже привыкли к периодическим дребезжаниям оконных стекол, пошатыванию мебели и люстр. Особенно часто трясет тындинские поселки Олекма и Юктали.

Так, последнее землетрясение произошло 21 марта. Однако оно не идет ни в какое сравнение с тектоническим движением плит 1958 года — Нюкжинским землетрясением. Тогда в районе реки Тургунча на границе Республики Якутии и Амурской области были зафиксированы толчки силой до 9 баллов по шкале Рихтера.

— В те годы эта местность практически не была заселена, здесь не было многоэтажных домов, железной дороги. Но если бы такое землетрясение произошло сейчас, то не исключено, что часть строений на северо-западе Амурской области могли быть серьезно разрушены, — говорит директор якутского филиала Геофизической службы Сибирского отделения РАН Сергей Шибаев.

Многоэтажкам дали добро

До строительства Байкало-Амурской магистрали в северных районах области не было ни одной пятиэтажки и уж тем более 9- или 16-этажек, поэтому землетрясения в этой местности практически не представляли никакой угрозы. Ситуация изменилась, когда появилась Зейская ГЭС, началось активное строительство многоэтажных домов на станциях БАМа. Ученые в первую очередь обращали внимание проектировщиков и строителей на высокую сейсмоопасность и наличие вечной мерзлоты в этих районах. Поэтому все здания сооружались при неукоснительном соблюдении норм и правил, которые диктовали сейсмологи.

Специалисты дали добро даже на возведение комплекса 16-этажных домов в Тынде — самых высотных зданий на севере Дальнего Востока. Эти дома построены на специальном фундаменте по принципу раскачивания, который применяется при строительстве высоток в Японии. До сих пор расчеты ученых не дают серьезных сбоев, и все сооружения выдерживают колебания земной коры. А они могут достигать на севере Приамурья до 9 баллов по шкале Рихтера. Но, как подчеркивают сейсмологи, жертв и разрушений удается избежать еще и потому, что эпицентры всех сильных землетрясений находятся в незаселенной местности, десятках, сотнях километров от поселков и городов. Большинство разрушений происходит ближе к эпицентру, хотя сама магнитуда может распространяться на несколько сотен километров, но чем дальше расстояние, тем больше она ослабевает.

Барометры опасности

— Север Приамурья постоянно трясет, потому что здесь проходит Байкало-Становой сейсмический пояс: стык двух тектонических плит, и земля в этом месте регулярно извергает скопившуюся в недрах энергию, — объясняет Сергей Шибаев. — Сейчас наша сейсмостанция практически ежедневно фиксирует колебания земной коры в этом районе. Конечно, большинство из них человек не ощущает, но мы все подземные толчки изучаем досконально.

Первая сейсмическая станция в Якутии была открыта в 1958 году в Якутске. Позже стали появляться станции в других поселках республики. В Амурской области филиалы Якутской геофизической службы были открыты в 2001 году в Тынде и в 2004 году в Юкталях. В столице БАМа сейсмостанция соседствует с другой станцией — метеорологической.

— В подполье на бетонной плите у нас установлен сейсмограф, который определяет любые движения земной коры и фиксирует их на бумаге, — рассказывает оператор Тындинской сейсмостанции. — Всю информацию о колебаниях земной коры на северо-западе Приамурья мы передаем в головную станцию в Якутск, где полученные данные обрабатываются.

Как правило, сейсмологи только констатируют уже свершившиеся изменения, хотя иногда и дают прогнозы на несколько месяцев вперед. Но предсказать точные время, место и силу землетрясения сегодня не может никто в мире. Считается, что барометрами приближающегося землетрясения являются животные. Собаки во время подземных толчков начинают бегать по комнатам, скулить и вырываться из квартиры, аналогичное поведение и у кошек.

Памятка для северян

Спасатели говорят, что людям не следует игнорировать возможность чрезвычайной ситуации. Жителям районов с повышенной сейсмоопасностью нужно всегда быть начеку и знать правила поведения при землетрясениях.

— У нас была разработана специальная памятка для жителей поселка, как вести себя при землетрясениях. Она вывешена в каждом подъезде, имеется в школе и детском саду. В памятке подробно описаны все действия при чрезвычайном происшествии. В первую очередь мы советуем населению держать все документы в одном месте и поближе к выходу. У каждого должны быть запас воды в бутылках, консервы, фонарик, — рассказывает глава Олекмы Светлана Сиразова. — Наш поселок трясет постоянно, и мы уже привыкли к землетрясениям. Но, конечно, это неприятные ощущения, когда шатаются люстры, дребезжат стекла. После самого сильного землетрясения в 1989 году у нас люди сильно испугались, некоторые семьи собрали вещи и уехали из поселка.

В Олекме не стали рисковать и строить высотные дома, здесь ограничились трехэтажными зданиями из кирпича, которые могут выдержать землетрясения силой до 9 баллов.

Уроки эвакуации

В Тынде вероятность столь сильных толчков сведена к нулю. Но землетрясения в 7 баллов могут произойти в любое время. Все здания должны выдержать такие толчки, но это в теории. На практике же не исключено, что строители в ряде случаев не учли определенные технологии для повышения сейсмостойкости. Например, очень важный элемент — качество бетона. Если в растворе будет большое количество песка, то дом не выдержит сильного землетрясения.

Учитывая сейсмоактивность местности, в тындинских школах, больницах, детских садах регулярно проходят учения по эвакуации детей в случае возникновения землетрясения. Здесь имеются памятки поведения при подземных толчках. В местных газетах, на телевидении постоянно рассказывают тындинцам, как действовать при сильных землетрясениях.

На Эльге обнаружено 26 потухших вулканов

Движение литосферных плит на Зейской ГЭС может разрушить плотину, и тогда под водой окажутся несколько районов области, в том числе и Благовещенск. Поэтому энергетики постоянно проверяют конструкции на предмет прочности. Есть сейсмостанция и в поселке Бомнак. Она, как и станция в Зее, подчиняется Южно-Сахалинской геофизической службе. Поэтому все данные из этого района обрабатываются в Южно-Сахалинске.

— Географически территория Зейского района ближе к Якутской геофизической службе, поэтому сейчас мы ставим вопрос о передаче станций в наше ведение. Тем более это становится актуально в связи с предстоящим освоением Эльгинского месторождения угля. Нам будут необходимы данные по сейсмоактивности в этом районе. С точки зрения геофизики это энергетически очень активная территория: на Эльге обнаружено 26 потухших вулканов, — приводит аргументы Сергей Шибаев. — С развитием Дальнего Востока наработки сейсмостанций будут все более востребованными. Нашими данными пользуются железнодорожники, нефтяники, энергетики. Безусловно, строить дороги, прокладывать нефтепроводы, возводить здания с учетом требований сейсмологов гораздо дороже, чем в центральных регионах России, но только так мы можем свести к минимуму катастрофические последствия землетрясений. Сегодня даже самая современная техника не в состоянии предотвратить природные катаклизмы. И примеров тому масса: разрушительные землетрясения в Японии, где применяются высокоинтеллектуальные технологии, цунами, обрушившиеся на страны Юго-Восточной Азии… Пока природа берет верх над человеком.

Возрастная категория материалов: 18+