Побывать на Красной площади, побродить по Новодевичьему кладбищу, пробиться в Кремлевский дворец и пообедать в столовой Государственной думы. Все это стало возможным для девятерых амурских студентов — победителей регионального конкурса «Лучший студент 2010—2011 года». В их число вошла и я. На четыре дня мы погрузились в атмосферу большого города.

С ветки на ветку

Москва встретила нас неприветливо: туманом и мелким дождем. Из окна «Аэроэкспресса», которым мы добирались от Домодедова до Павелецкого вокзала, были хорошо видны березки, согнутые и поломанные недавним ветром. В последнее время москвичам с погодой вообще не очень везет. В течение только одного дня мы наблюдали почти все погодные явления: мокрый снег, град, дождь, туман, солнце и метель.

Впрочем, дальневосточных жителей странностями погоды не удивишь. А вот метро — вполне может быть. Ветки метрополитена спроектированы очень понятно и просто, повсюду развешены указатели и схемы маршрутов, поэтому разобраться в этом узоре цветных линий — дело несложное. По-моему, метро — как раз то место в Москве, где в полной мере чувствуешь энергичный темп жизни большого города. Поток людей беспрерывен, электрички останавливаются, чтобы открыть и тут же закрыть двери. Правда, здесь также быстро и уверенно воруют вещи, в чем я убедилась в последний день пребывания в Москве: из моей сумки, аккуратно расстегнув замок, вытащили кошелек.

Сплошная достопримечательность

Исследовать город мы начали, разумеется, с Красной площади. Здесь на радость иностранным туристам стоят торговые ряды с русскими платками, матрешками и ушанками. Возле отметки нулевого километра — очередь желающих бросить монетку и попросить об исполнении мечты. Впрочем, достаточно и представителей маргинальных слоев, желающих эти монетки собрать. У них даже налажена «технология», чтобы экономить время и усилия: болтающийся на веревке магнит значительно ускоряет весь процесс.

Красная площадь «обманывает» — она кажется гораздо меньше, чем есть на самом деле. Люди будто стоят от тебя всего лишь в 100—200 метрах, но при этом выглядят крошечными. Все дело в архитектурных сооружениях: их грандиозные размеры создают эффект уменьшения масштаба.

Москва, как город-памятник, вся состоит из достопримечательностей. Здесь почти про каждое здание можно рассказать какую-нибудь историю. При наличии богатого воображения и хорошего экскурсовода можно увидеть стрелецкую казнь под Кремлевской стеной, представить, сколько лет пролежал в земле после пожара Царь-колокол (который никогда не звонил) и как отливали Царь-пушку (которая никогда не стреляла), почувствовать церковное величие, стоя под рукописными сводами Успенского собора...

Ваню Герасименко, курсанта МГУ, иностранные туристы также принимали за местную достопримечательность — парень в морской форме вызывал у них небывалый восторг и обязательное желание сфотографироваться с «русским солдатом».

Культурный шок — то состояние, в котором находишься после посещения Третьяковской галереи. Увы, на знаменитый дом Третьякова, подаренный Москве, у нас было отведено всего несколько часов. Наша отчаянная группа почти за день обошла и объездила всю Москву в обзорной экскурсии. Самостоятельно мы сходили в храм Христа Спасителя и даже добрели до Новодевичьего кладбища за 10 минут до его закрытия. И только ноющие от усталости ноги и ограниченность во времени не позволили нам рассмотреть все, чем примечательна Белокаменная.

Лебединая нежность и цыганская страсть

Второй день мы решили завершить в Государственном Кремлевском дворце и посмотреть балет «Лебединое озеро». Попасть туда не так-то просто — нужно было выстоять почти километровую очередь. Мне, кстати, пришлось сделать это дважды. Из-за невнимательности (своей и охранника) я прошла не в тот турникет и оказалась за территорией Кремля. Только что досмотревший меня сотрудник охраны запретил перешагнуть через ограждение, и я вновь испытала радость стояния в длинной очереди под подозрительными взглядами охраны, наблюдавшей за мной во второй раз.

Балет нам понравился. Единственный человек среди нас с музыкальным образованием Маша Евтихиева немного поубавила наш восторг, заявив, что оркестр играл не так уж и хорошо, а финал балета вообще неклассический. И только благодаря Маше мы хоть немного разобрались в действующих лицах.

Вечер следующего дня мы посвятили мюзиклу «Зорро», который проходил во Дворце молодежи. И хотя на сцене выступал дублирующий состав, а не заявленные в афише Нонна Гришаева и Анастасия Стоцкая, мюзикл был великолепен. Над ним работали три года, в постановках принимали участие испанские хореографы и режиссеры. Поэтому на сцене нам показали потрясающие декорации и костюмы, сильнейшие голоса, испанские танцы, цыганский табор и сражение на шпагах. После трехчасового представления мы однозначно решили, что это было лучшее, что мы когда-либо видели в своей жизни!

Зал заседаний Госдумы — лекционная аудитория, а депутаты — настоящие студенты

Безусловно, главным мероприятием нашего московского путешествия стало посещение Государственной думы. Экскурсовод — представитель партии «Единая Россия» — рассказал нам об истории двух зданий Госдумы, старого и нового, и провел по кабинетам всех представленных фракций. От него мы узнали и об официальной зарплате депутата: за месяц работы в Госдуме можно заработать 161 тысячу рублей.

После тщательного досмотра и инструктажа мы попали в зал заседаний, а точнее, на один из балконов, откуда нам было прекрасно видно все, что происходит в зале. Мне он напомнил большую лекционную аудиторию, а депутаты — настоящих студентов: они также переговаривались между собой, увлеченно просматривали новости через планшетники и телефоны, читали газеты и, как настоящие студенты, успевали делать то, что от них требуется: обсуждать, принимать или отклонять законы и поправки к ним.

Одно из самых известных мест в Думе — «красный зал» — депутатская столовая с действительно демократическими ценами. К примеру, кусок хлеба стоит всего 89 копеек. Самое дорогое блюдо — шашлыки — около 150 рублей. Вряд ли где-то еще в Москве можно так вкусно и недорого поесть.

После фотосессии нам удалось, хоть и недолго, пообщаться с депутатом Госдумы от Амурской области Эдуардом Янаковым. Он оказался очень открытым человеком с хорошим чувством юмора. По словам депутата, Благовещенск — город спящий, здесь он успевает сделать все свои дела за час. Эдуард Якимович поддержал наше предложение сделать конкурс «Лучший студент» традиционным, а мы в свою очередь пообещали оставаться такой же активной и целеустремленной молодежью.

Возвращаясь домой, мы по-московски «акали» и тянули гласные. Родной город встретил нас солнечным утром и неторопливым уличным движением. Однако в Благовещенск прилетели не все студенты-путешественники: Евгений Смолин, студент Благовещенского государственного педагогического университета, остался в Москве для участия в конференции. Но это уже совсем другая история.

Возрастная категория материалов: 18+