Впрочем, понятно, почему «Короля» не привезли раньше. Картина, хоть и простая, но не для всех. За весь фильм — ни одного акта насилия, ни одной эротической сцены, ни погонь тебе, ни буйной компьютерной графики. Нет в нем пресловутой борьбы доброго героя со злым, даже интриги, по сути, нет. Есть простая человеческая история непростой персоны. Даже как-то не верится, что в наши времена какая-то там историческая драма может получить такую высокую оценку киношного сообщества. Вопреки желанию смотришь и думаешь: «За что же дали Оскара?» Ближе к концу понимаешь: было за что!

В основе сюжета — несколько исторических фактов. Второй сын британского короля Георга V — герцог Йоркский Альберт, счастливый муж и отец, — испытывает проблемы с публичными выступлениями. Он ужасно заикается. Большую часть жизни пытается лечиться, но безуспешно. После смерти отца-короля он неожиданно становится главным наследником престола, после того как от престола отрекается старший брат. Альберт (Берти) понимает, что король-заика — это позор всей стране, и делает еще одну попытку излечиться. Его логопедом становится артист-неудачник, который обладает способностями возвращать людям стройность речи. Угадайте, чем все закончилось?

Не надо читать краткое содержание таких фильмов — их надо смотреть. Особенно если главные роли исполняют такие звезды, как Колин Ферт и Хелена Бонем Картер. В описании сюжета нет ничего завораживающего. А на экране — целая жизнь. Нет, не монарха. Это история преодоления обычным человеком самого себя, возвышение над сложностями, которые подкидывает судьба. На первый взгляд может показаться, что подобных историй отснято великое множество. Как правило, главная тема в таких картинах звучит примерно так: «Поставьте перед собой цель и идите к ней по головам!» В «Короле» все по-другому. Единственная голова, которая действительно страдает в сложившейся ситуации, принадлежит самому герою.

Картинка на протяжении полутора часов — тоже на любителя. Лондон тридцатых годов, Букингемский дворец, почтительные британцы в изящных туалетах. И вот посреди этой слегка чопорной атмосферы возникают эмоции, которые нарастают и начинают бить фонтаном, когда будущий король, всегда сдержанный и степенный, корчит гримасы, катается по полу, издает странные звуки и совершает нелепые телодвижения под руководством своего логопеда. Король учится говорить! А потом постепенно раскрывает свои душевные тайны и вместе с логопедом приобретает хорошего психолога и настоящего друга в одном лице. Звучит наивно и пафосно? Пожалуй, совсем немного пафоса в фильме все-таки есть — он же о короле, как ни крути. В конце, когда Альберт произносит свою первую, свободную от заиканий речь, кажется, не только подданные по всей стране замирают у радиоприемников, но и зрители в зале перестают шептаться. Уф! Договорил. Не запнулся. Браво!

Возрастная категория материалов: 18+