Хороша крупа, да много не купишь.Хороша крупа, да много не купишь.

В пересчете на килограмм продукт получается еще дороже (как правило, вес стандартной упаковки — 800 граммов). Разобраться в метаморфозах «гречневых» цен в очередной раз попыталась АП.

Сторублево!

От 90 до 104 рублей за килограмм — по такой цене на прошлых выходных АП нашла гречку в крупных дискаунтерах города. Данные официальных мониторингов между собой несколько разнятся, но также весьма неутешительны. Так, согласно последней статистике от Амурстата, средняя стоимость килограмма гречневой крупы в Благовещенске на 18 апреля составила 94,9 рубля, при этом за последний месяц она существенно выросла — на 18%. Прирост в цене за последние две недели составил 7%.
В минсельхозе Амурской области на конец прошлой недели зафиксирован другой средний ценник — 92,52 рубля за килограмм. В этот же период времени «народным контролерам» удавалось найти на прилавках гречку за 77,9 рубля. Самый же дорогой килограмм ядрицы, по данным народного мониторинга, стоит сегодня 198 целковых.

Пристальное внимание амурчан к «гречневым» ценам приковано вот уже более полугода. Напомним, в сентябре состоялся первый неожиданный «взлет» килограмма крупы с 30 рублей сразу до 70. Борьба за снижение аппетитов на гречневом рынке, в которую включились правительство, антимонопольщики, «народные контролеры» и другие инстанции, позволила сбить ценник к концу октября до 50—60 рублей. По прогнозам специалистов, после этого существенного роста цен на крупу можно было не ожидать. Однако прогнозы не сбылись: на дворе апрель, и гречка прибавила в цене по сравнению с октябрем не менее 50%.

Прирост в законе

Почему же дорожает гречневая крупа? Специалисты традиционно выделяют несколько причин этого явления: от дефицита продукта на российском рынке из-за прошлогоднего неурожая до растущих затрат на его хранение и транспортировку. При этом подчеркивают: на данный момент ценовая политика местных розничных сетей в отношении гречки законна.

Кроме того, само понятие «средняя цена» не всегда отражает истинное положение вещей на розничном рынке. Оно складывается из расчета средней стоимости самых дорогих и самых дешевых видов одного и того же товара. Средняя — не значит минимальная. Ведь наряду с «обычной» гречкой, которую выбирает массовый потребитель, на прилавках есть и более дорогой товар, который покупают единицы. И его стоимость также входит в «усредненный» расчет. Поэтому вырос или не вырос ценник, можно судить, отслеживая цену на отдельно взятый товар в отдельно взятом магазине.

— Мониторинг цен на социально значимые продукты питания, который мы ведем, более объективен, чем понятие «средняя цена», — отмечает координатор проекта «Единой России» «Народный контроль», депутат гордумы Александр Сакания. — По всей группе товаров мы постоянно анализируем цену на каждый из продуктов в каждом магазине и в случае с повышением выясняем причину. Там, где это возможно, останавливаем рост цены или способствуем ее снижению. В этой работе «средними ценами» мы не пользуемся. Привычное же всем статистическое понятие «средняя цена» появляется у нас только для фиксации цен в прошедшем периоде, где «Народный контроль» уже отработал. Что касается гречки, ее минимальная цена в магазинах повышается, но очень медленно, и пока каждый переписанный ценник представители торговой сети могут обосновать.

О том, что в течение апреля скачков цены на гречку не было, подтвердили и в амурском министерстве сельского хозяйства.

— Средний ценник в большинстве территорий за последние две недели если и изменился, то незначительно, а оптовые цены остались прежними, — рассказали АП в отделе развития продовольственных рынков минсельхоза области. — Так, оптовая цена килограмма амурской гречневой крупы, которую заявляет ОАО «Октябрьский элеватор», — 60 рублей, а ЗАО «Алейскзернопродукт», которое является оптовым продавцом алтайской гречки, реализует ее по цене 95,3 рубля за килограмм.

Таким образом, получается, что гречка просто плавно дорожает наряду с другими продуктами питания, только подорожание крупы более заметно, так начальная ее стоимость (после прошлогоднего скачка) уже была достаточно высокой.

— Тенденция к увеличению цен на продукты прослеживается не только в России, но и во всем мире, — говорит Александр Сакания. — А с 2010 года во многих странах она приняла такие масштабы, что всерьез озаботила их власти. Разумеется, наши предприниматели следят за ситуацией на мировых рынках, и некоторые не упускают возможности заработать на этом. Но за розничными ценами сейчас серьезный контроль по всей стране. Многие предприниматели, понимая это, социальной группе товаров уделяют особое внимание, повышая цены на нее постепенно.

Нет претензий к «гречневым» ценникам и у амурских антимонопольщиков. По словам представителей ведомства, в настоящее время проверок на предмет нарушения антимонопольного законодательства в отношении продавцов гречневой крупы в Приамурье не проводится.

— Обращений с жалобами на завышенные цены на гречку к нам в последнее время не поступало, — прокомментировали в управлении федеральной антимонопольной службы по Амурской области. — Самостоятельный мониторинг цен на эту крупу мы не ведем, так как, согласно закону о торговой деятельности, мы обязаны следить только за ценами на социально значимые продукты питания. Данным законом их предусмотрено лишь пять: это молоко, мука, хлеб, сахар и подсолнечное масло.

Мало — дорого

Гречки мало, и потому она дорогая. Такое объяснение феномену постоянного ощутимого подорожания крупы дают амурские производители. Собственные объемы производства гречки в области за последнее время и так заметно сократились, а тут еще и жара в прошлом году: урожая собрали чуть меньше, чем ожидали.
Впрочем, подавляющая часть гречки на амурском рынке не местная, а завозная — алтайская. А она в этом году тоже нарасхват. Крупа чрезвычайно востребована в других регионах, где последствия аномальной жары для урожая оказались куда более разрушительными, чем в Приамурье. При таком спросе снижать цену никто не будет, уверены специалисты.

— Гречки в этом году у нас в три раза меньше, чем необходимо, — отмечает директор ОАО «Октябрьский элеватор» Виктор Доценко. — А на западе ситуация вообще критическая. Из Подмосковья, из Ленинградской области к нам регулярно обращаются с предложениями — гречку хотят купить оптом по цене, близкой к среднерозничной, что было бы нам очень выгодно. Но поскольку излишков крупы нет, мы не можем принять эти предложения и реализуем продукт только на территории Приамурья.

Между тем по причинам, которые никто не может до конца объяснить, амурская гречка практически не появляется на прилавках крупных торговых сетей. Более недорогая, по сравнению с алтайской, ядрица продается лишь на некоторых торговых базах и в магазине «Герефорд», который специализируется на продукции амурских производителей.

Для того чтобы не допустить дефицита крупы в следующем году, амурские аграрии запланировали существенное увеличение посевных площадей под гречиху.

— В прошлом году было запланировано 11 тысяч гектаров посевной площади, а посеяли 9 тысяч, — комментирует начальник управления растениеводства минсельхоза области Руслан Рукосуев. — В этом году мы планируем засеять гречихой 15 тысяч гектаров.

Постепенное увеличение «гречневых» площадей должно понемногу снять потребителя с «алтайской иглы», считают эксперты. Однако до тех времен, когда амурская гречка попытается вернуть свои позиции на рынке области, еще далеко. По данным областного министерства сельского хозяйства, прошлой осенью перерабатывающими предприятиями Приамурья было произведено лишь 4 тысячи тонн гречки, хотя мощности производств позволяют увеличить этот объем до 25 тысяч тонн.

Мнение

Александр Сакания
Координатор проекта «Народный контроль» в Приамурье, депутат гордумы:

— В сдерживании роста стоимости продуктов роль общественного «Народного контроля» возрастает с каждым днем. Скачкообразных подъемов цен мы не отмечаем и необоснованного их повышения не допустим.