Все беглецы из интернатов стремятся вернуться домой. Но, как показывает жизнь, бежать-то им некуда.Все беглецы из интернатов стремятся вернуться домой. Но, как показывает жизнь, бежать-то им некуда.

 Подробности массового побега выяснял корреспондент АП.

23 апреля в 21.00 дежурная смена сотрудников школы-интерната № 6 для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, приняла 135 воспитанников. В 8.00 следующего дня число детдомовцев уменьшилось. Во время утреннего подъема воспитатель недосчитался пятерых пацанов из своей группы. Как рассказали педагоги, за ночь, согласно инструкции, они посетили детей четыре раза (в 22.00, 01.00, 03.00 и 05.00). Все находились в своих кроватях. Никаких замечаний не было, все крепко спали. Куда же испарились дети? Тревожный сигнал был немедленно отправлен в милицию и министерство образования. После чего по тревоге был поднят весь коллектив детского дома. Воспитатели вместе с ребятами прошли по территории, а также обследовали все ближайшие
дороги, ведущие из села.

Пятеро беглецов поступили в Поярковский детский дом три-четыре года назад: четверо из Благовещенска, один из Белогорска. В эти города они и решили отправиться. Вчера в 12.30 четверо ребят вернулись в родные пенаты. Поиски 13-летнего Юры Бондаренко продолжаются. Как рассказали мальчишки, он сразу же от них отделился, решил самостоятельно добираться из пункта А в пункт Б.

Где они были больше суток, «бегуны» умалчивают, также дружно не раскрывают, кто из них был зачинщиком.

Примечательно, что назад они вернулись осознанно. Однако в сам интернат идти побоялись, постучались в дом к своему воспитателю и попросили прощения.
Как рассказала корреспонденту АП директор школы-интерната Ольга Морозова, все беглецы хотели обрести пап и мам. К родителям они и стремились.

— Один ребенок к дяде побежал, другой к бывшей приемной маме, — поделилась Ольга Николаевна. — Когда-то мальчишку взяли в приемную семью, он там стал воровать, его вернули обратно. Кому нужны плохие дети? А он помнит и надеется, что он там нужен, его ждут, а злые воспитатели не пускают. Еще один воспитанник в январе побывал в гостях у благовещенской семьи. К ним и отправился, не зная ни адреса, ни дороги. Все наше маленькое население — дети со сложной судьбой. Все они очень хотят обрести родную семью. Раньше они никаких попыток к бегству не принимали, а вот Юра Бондаренко склонен к бродяжничеству. Он всегда стремился к отцу, который проживает в одном из сел Белогорского района. До недавнего времени родитель писал ему, но сейчас связь с Юрой не поддерживает.

Как уточнила Ольга Морозова, ребята ушли ночью, к побегу готовились заранее и по возвращении рассказали специалистам подразделения по делам несовершеннолетних, что продукты и теплая одежда у них были. По темноте выбрались из Пояркова, шли полевой дорогой, там же и заночевали.

Днем следующего дня беглецы с полпути решили вернуться назад. Благо кто-то из шоферов их подбросил сначала до одного села, потом до другого. В Поярково вернулись в воскресенье около полуночи, в лесу соорудили шалаш и снова переночевали.

— Все мальчики живы-здоровы, никто не болеет, на теле нет травм и повреждений, — констатирует факт директор школы-интерната. — Сейчас с ними проводится беседа, но ребятишки и так понимают, что совершили нехороший поступок и бежать-то им некуда.

По словам специалиста по опеке и попечительству Михайловского района Надежды Колесниковой, побег из детдома — явление не редкое. Это было и 20 лет назад, случается такое и сейчас. Обстановка в этом интернате сродни домашней. Педагогический коллектив стабильный, работают подолгу. Многие сотрудники детям в бабушки годятся.

— Чтобы кто-то из них мог обидеть ребенка, такого быть не может, — заявляет Надежда Александровна. — Если бы у этих детей была семья, проблем не было бы, хотя некоторые отпрыски сбегают от вполне приличных и благополучных пап и мам. Ребенок должен воспитываться в семье и быть любимым. И никакие ограды, видеокамеры и дополнительный штат сторожей проблему бегства из интернатов не решат. Будет гораздо хуже, если мы обнесем все детдома колючей проволокой и изолируем этих ребят от общества.
К сожалению, трагический пример двух воспитанников этого же учреждения не стал уроком для остальных ребят. Напомним, 29 ноября из санатория «Белые горы» ушли восьмилетний Саша Афонин и девятилетний Слава Забарин, которые до сих пор не найдены. Будем надеяться, что Юра Бондаренко вернется в детский дом.

Сегодня для проведения независимого расследования в Поярково выехал уполномоченный по правам ребенка в Амурской области Виктор Марценко. Как заявил Виктор Васильевич, случай столь массового побега за последние несколько лет не может не настораживать. Что побудило ребят на это — детская шалость, весеннее обострение либо причины гораздо глубже?

— К сожалению, зачастую ряд директоров школ-интернатов скрывают единичные случаи побега, — сообщил Виктор Васильевич. — Это может привести к трагедии. В марте 16-летний воспитанник Новорайчихинского дома-интерната задушил свою сверстницу. До этого момента подросток неоднократно совершал побеги из учреждения и в это время совершал грабежи и кражи. Все это покрывалось, пока дело не дошло до убийства. Если бы его вовремя остановили, возможно, таких печальных последствий не было.