Старенький дом стал яблоком раздора между бабушкой и внучкой.Старенький дом стал яблоком раздора между бабушкой и внучкой.

И теперь пожилой женщине приходится ютиться вместе с дочерью и ее другом на съемной квартире.

Коварная родственница

— Прошу вашей защиты и милосердия! — с таким словами обратилась прямо с порога Валентина Григорьевна к нам, журналистам АП. — Расскажите обо мне, чтобы другие старики не попадались на такую удочку, как я. Чтобы прежде, чем отписывать детям и внукам свои квартиры, они как-то подстраховывали себя. — Худенькая пожилая женщина стала рассказывать о том, как ее из собственной квартиры выселяет родная внучка.

— Мой дом находится в Чигирях в переулке Школьном, до 2009 года я проживала в квартире по договору социального найма, — рассказывает Валентина Григорьевна. — А в 2009-м Вика уговорила меня приватизировать жилье на двоих. До 2002 года мы с ней жили вместе, ладили, и я согласилась. Оформлением всех документов занималась внучка, меня возила только к нотариусу, чтобы подписать какие-то бумаги. А потом попросила сделать на нее дарственную, я и согласилась.

По словам пожилой женщины, таким образом Виктория присвоила себе всю квартиру. Прописала в ней многочисленных родственников мужа, которые жили в городе — чтобы не платили за коммунальные услуги. Затем оформила в собственность и земельный участок с садом и огородом. Тут они с мужем собираются построить коттедж, поэтому землю и забросили, ничего не выращивают.
«Меня избивали»

— Я не могла даже подумать, что внучка мошенническим путем оставит меня без жилья, ведь воспитывала ее с 13 лет до совершеннолетия, обеспечивала всем необходимым, — жалуется пожилая женщина. — Иногда Вика угрожает мне, что вообще выкинет из квартиры, а если не буду ей подчиняться, то будет меня бить. Два года назад она избила меня, после чего я попала в онкодиспансер — появилась опухоль на левой груди.

При этом Валентина Григорьевна — самый близкий и родной человек для внучки. Сложилось так, что мама Вики оставила дочь на бабушку, а сама уехала в другой город. За это ее лишили родительских прав, опекуном девочки назначили пожилую женщину. В статусе социального сироты девушка закончила профучилище, затем поступила в вуз.

— Вика — очень своевольный человек, если что-то задумала, не отступится, — говорит друг ее матери Михаил Михайлович. — При этом она сейчас живет с мужем и его родителями в четырехкомнатной квартире. Хвалилась, что живут хорошо и собираются строить коттедж в Чигирях. Поэтому-то и выживают бабку.

«Прихватизировала» пенсию

Как рассказала Валентина Горбунова, не только жилье, но и пенсию попыталась «прихватизировать» внучка. С 22 мая по 3 июня этого года Вика с мужем сняли со счета старушки 61 тысячу рублей. Сначала украденные суммы были незначительными — 2 и 5 тысяч рублей. Потом аппетит парочки усилился — в карман супруги положили 24 и 25 тысяч бабушкиных денег. Первая сумма ушла на покупку и приватизацию земельного участка в пользу внучки, а на вторую они с мужем приобрели велосипеды.

— В июне я заблокировала карточку, чтобы Вика не смогла больше снять деньги. За это она сменила замок на двери в квартиру, чтобы я не смогла попасть туда, — продолжает вдова участника войны. — Мне не осталось ничего другого, как поехать к дочери. Но она сама ютится на съемной квартире — переехала в Благовещенск из Зейского района. Как ушла я в одной летней кофточке с юбкой, так и хожу в них до сих пор.

Внучка Виктория: «У меня хотят забрать последнее»

Мы дозвонились до внучки Валентины Григорьевны — Виктории.

— Я не выбрасывала бабушку на улицу, она жила в квартире, — говорит Виктория, которую сегодня обвиняют в том, что она ограничила доступ старушки в квартиру. — С бабушкой у нас нормальные отношения, с 13 лет она воспитывала меня. Мама бросила нас с братом и уехала устраивать свою личную жизнь. Не помогала бабушке, а сейчас та вдруг стала нужна. Знает, что ей недолго осталось (четвертая стадия онкологии), видимо, решила со своим другом оттяпать ее наследство. Им же жить где-то надо, сами снимают жилье. Вот и начались какие-то обвинения, споры. Теперь говорят, что бабушка была невменяемой, когда подписывала дарственную. Но это же дурдом! Разве нотариус будет рисковать своей репутацией?! Да у меня совершенно адекватная, ходячая бабушка! Конфликты у нас бывали, только когда она выпивала, но я собиралась и уходила. А выпивши, она то руку, то ногу сломает, но это ж не значит, что я избила ее.

Что касается замка, то мы приехали к дому, бабушки там не было, а на двери висел маленький почтовый замочек, который легко сорвать. Я звоню маме: «Где бабушка?» Мне в ответ: «А ищи, где хочешь!» Выяснилось, что они забрали ее к себе — якобы я избила ее. Но побоев она не снимала, синяков нет. Наоборот, я говорила: привозите бабушку сюда, никто ж ее не выгоняет. Но мне сказали, что теперь мы встретимся в суде. Получается, что мама когда-то меня бросила, а сейчас пытается забрать последнее, выставляя каким-то тираном. Но у нее самой на это ума бы не хватило — думаю, все идет с подачи дяди Миши, с которым она живет.

Мнение

Любовь Хащева 
Уполномоченный по правам человека в Амурской области:

— Такие истории, к сожалению, не единичны, дочери оставляют без жилья своих отцов, сыновья — матерей, внучки — бабушек и дедушек. И с юридической точки зрения, внучка здесь оказалась более подкованной, чем бабушка. Поэтому пожилая женщина оказалась в такой ситуации. Есть несколько вариантов выхода из нее. В частности, признать договор дарения недействительным, но там должно быть соблюдено несколько условий. Поэтому бабушке или ее представителю нужно обратиться в мировой суд с заявлением. В соответствии с Федеральным законом от 2 мая 2006 года № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» обращение вашей читательницы мы направили прокурору Благовещенского района для его рассмотрения по существу (в частности, по обращению в суд в ее интересах). Вообще, в подобных случаях, чтобы обезопасить себя, мы советуем дарителям составлять договор ренты либо сделать завещание, потому что его можно в любой момент аннулировать.

Возрастная категория материалов: 18+