Чиновники и специалисты ГИБДД уверяют — новые правила лишь обезопасят пассажиров от недобросовестных «бомбил». В спорных нововведениях разбиралась АП.

— Если подобрал человека на дороге не по предварительному звонку, нужно обязательно оформить договор, причем пассажир обязан представить паспорт — иначе штраф, — делится впечатлениями белогорский таксист Дмитрий. — К тому же машину (я работаю на своем личном автомобиле) нужно покрасить в единый для области цвет. Мало того что это станет мне тысяч в 50, так и в другой регион на ней уже нельзя будет поехать. Местные автоинспектора оштрафуют за работу на чужой территории.

Такие трактовки нового закона — традиционные опасения практически всех таксистов. Правила о перевозке пассажиров вступят в силу 1 сентября этого года. Однако уже сейчас многие извозчики опасаются потерять свой «хлеб» из-за невыполнимых требований. Специалисты областного министерства экономического развития, промышленности и транспорта не согласны — новые требования, по их словам, не принесут неудобств легально оформленным службам такси.

— На самом деле никаких радикальных изменений новые правила не принесут, — поясняет замминистра экономразвития, промышленности и транспорта области Светлана Сушкова. — Раньше эти отношения регулировал «Устав автомобильного транспорта» и ряд других документов. В новых правилах все прописано подробно: разработчики разделили виды перевозок и установили требования к ним.

По словам Светланы Анатольевны, до 2005 года в России выдавались лицензии на данный вид деятельности. Но потом их отменили, и на дороги хлынули массы предпринимателей, которым для извоза достаточно было зарегистрироваться и иметь в наличии транспортное средство. «Эти правила позволят ограничить допуск людей, чьи автомобили по техническим параметрам не могут гарантировать
безопасность пассажиров и качество услуги, — добавляет она.

Сейчас сотрудниками регионального Министерства экономического развития, промышленности и транспорта разрабатывается областной проект постановления, регулирующий, в соответствии с федеральным законом, порядок выдачи и переоформления разрешений, выдачи дубликата разрешения на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси на территории области. Что же касается требований, предъявляемых к перевозчику для получения разрешения, — непременными останутся лишь те, которые в обязательном порядке закреплены в федеральном законе.

Почем безопасность для народа

Теперь, чтобы соответствовать новым стандартам, все машины-такси необходимо оснастить таксометрами, наклейками с «шашечками», поставить оранжевый фонарь на крышу. А вот полная перекраска автомобилей в определенный цвет для каждого региона — условие необязательное. Так же, как и требование ездить исключительно на леворульных машинах. Последние два нововведения федералы оставили на усмотрение областных чиновников. И амурские специалисты пока не видят в этом необходимости.

Кстати, большинство служб такси уже давно оснастили свои машины необходимым минимумом. Тем же, кто решит возить пассажиров за деньги после сентября, для приведения автопарка в соответствие со стандартами придется выложить около 10 тысяч рублей за каждую машину. И таким предприятиям придется поднимать расценки, чтобы окупить потраченные средства.

Ужесточились требования и к водителям: теперь они должны иметь непрерывный водительский стаж три года или общий пять лет. Кроме того, техосмотр легковые машины-такси будут проходить не один, а два раза в год. В принципе все требования действительно понижают шансы попасть в аварию во время поездки в такси. Однако оплачивать эту безопасность в итоге придется тем же горожанам.

Бить рублем

О серьезности намерений говорят штрафы, которые установили за все нарушения подобного рода. Цена каждого — от 1 до 20 тысяч рублей. При этом соответствующие квитанции с осени сможет выписывать не только транспортная инспекция, но и сами сотрудники ГИБД — новые правила наделяют их такими полномочиями.

Например, за провоз пассажира без соответствующего заполнения маршрутного листа и выдачи квитанции водителя заставят расстаться с тремя тысячами рублей. Если же на вашей машине есть «шашечки», но нет лицензии на занятие извозом — заплатите еще несколько тысяч рублей.

При таких нововведениях таксовать без соответствующих документов будет слишком накладно. Поэтому чиновники надеются, что таким образом удастся легализировать частный извоз и избавить улицы от «бомбил». Правда, официальные фирмы делают другие прогнозы. Ушедшие в тень (а значит, переставшие платить налоги) таксисты начнут, по их мнению, сбивать цены законопослушным компаниям.

У фирм есть время

Тем, кто решит и дальше работать в этом бизнесе, для получения разрешения необходимо представить документы в министерство экономического развития, промышленности и транспорта Приамурья в начале сентября.

— Решение будет приниматься в течение нескольких дней, — подчеркнула Светлана Сушкова. — Мы понимаем, что в области много частных извозчиков, поэтому работа будет вестись оперативно.

В любом случае у таксистов есть «резерв» в несколько месяцев — штрафовать за отсутствие разрешения нового образца начнут только в 2012 году.

Водителей такси заставят раскошелиться

1 тысяча рублей — за отсутствие информации, предусмотренной правилами перевозок

2 тысячи рублей — за попытку не дать пассажиру квитанцию или кассовый чек

3 тысячи рублей — за отсутствие специальной раскраски автомобиля (шашечек) и фонаря на крыше

5 тысяч рублей — за самовольное отклонение от маршрута