Покупая телефон, надо объяснить ребенку, зачем он — не для игры или хвастовства, а для связи с родитПокупая телефон, надо объяснить ребенку, зачем он — не для игры или хвастовства, а для связи с родит

Когда покупать сотовый — решают родители. Врачи говорят — чем позже, тем лучше. Всемирная организация здравоохранения напоминает, что мобильники «завязаны» на электромагнитном излучении, и дети за свою жизнь получат его гораздо больше, чем поколение родителей, которые начали пользоваться телефонами уже в зрелом возрасте. Кроме того, дети подвержены более жесткому и обширному электромагнитному воздействию, чем мамы и папы, поскольку у них меньше голова и тоньше череп.

Все зависит от цели приобретения, уточняют психологи. Если цель — потакание капризам ребенка, то это одно, если необходимость знать, где находится чадо в тот или иной момент, — это другое. Сотовый телефон нужно купить, когда ребенок отрывается от родителей и начинает самостоятельно ходить в школу, на секции, словом, передвигаться по городу. Обычно это происходит в 6—7 лет.

— До того как ребенок пойдет в школу, сотовый ему не нужен однозначно, — считает психолог детской городской больницы Благовещенска Ольга Хоценко. — Ведь все время до 7 лет он остается под присмотром либо родителей, либо воспитателей в садике.

Но если в школу ребенка отвозят родители, забирают, сдают бабушке — в этих случаях тоже с сотовым торопиться не стоит.

— Покупая мобильник, надо объяснить ребенку цель приобретения: это не для того, чтобы ты хвастался перед сверстниками или был «как все», это потому, что мы беспокоимся и хотим знать, что у тебя все в порядке, пока нас нет рядом, — продолжает Ольга Хоценко.

По мнению психолога, сотовый телефон для ребенка — это лишний стресс, причем искусственно созданный. Это моральная травма, если телефон потерян или, еще хуже, отнят.

— И мне совсем непонятно поведение родителей, когда они сначала покупают ребенку дорогой мобильник, а потом, когда вдруг малыш телефон теряет или ломает, его необоснованно жестоко наказывают, — говорит Ольга Александровна. — Ведь, покупая недешевый навороченный мобильник, родители потакают капризам ребенка, что неправильно, и одновременно они удовлетворяют свое тщеславие, повышают свою самооценку. А страдает ребенок.

Педагоги считают, что сегодня средства связи у детей должны быть обязательно, даже в первом классе — для их эмоционального спокойствия, чтобы дети знали, что в любой момент можно позвонить маме.

— Если в классе правильно организована работа и оговорено, когда удобно пользоваться телефоном, это не будет мешать занятиям, — говорит учитель начальных классов гимназии № 25 Клавдия Савченко. — Если уроки закончились раньше или позже, ребенок может предупредить родителей, чтобы они не волновались. Если дать сотовый школьнику просто как средство игры, тогда, конечно, телефон будет мешать.

Необходим ликбез для родителей, считают педагоги. Во-первых, они сами должны понимать, что мобильник детям не игрушка. Во-вторых, они должны четко знать расписание уроков и звонить только по их окончании, и то не минута в минуту. Ведь детям нужно успеть записать домашнее задание и собрать портфель.

Отобрать телефон учитель не имеет права — это собственность ребенка. И каждый ученик, даже первоклашка, сам несет ответственность за свой мобильник и его сохранность.

— На переменах они показывают друг другу фотографии, какие-то новые игры, это не возбраняется, но мы им рекомендуем на переменках все же не играть в телефон, а отдохнуть, подвигаться, пообщаться, — отмечает Клавдия Николаевна.

Специальных уроков о вреде и пользе сотовых телефонов в школьном расписании нет.

— В этом году по «Окружающему миру» в 4-м классе идет изучение организма человека, и вот там в уроки я обязательно включу тему воздействия сотового телефона на организм ребенка, — говорит учитель. — У нас будет малая исследовательская конференция для детей, эту тему и предложу нашим юным исследователям, претенденты уже есть.

Телефон: звонить или мериться крутостью?

Мама жалуется: сын-второклассник требует сенсорный сотовый, потому что у всех такие, а он один ходит с обычным, без всяких «прибамбасиков». Как объяснить ребенку, что у него новый хороший телефон и сенсорный ему не нужен?

Отвечает психолог Ольга Хоценко:

— Давайте разберемся, для чего ему нужен навороченный телефон? Чтобы звонить? Нет, чтобы поднять свою самооценку. Но есть масса других способов самоутвердиться. Надо объяснять, что людей ценят не за крутость сотового, а за то, чего человек сам, своими силами добился в этой жизни. За хорошую учебу, за развитые на кружках и в секциях таланты. В конце концов, телефон — это не личное достижение ребенка, это вещь, приобретенная на родительские деньги. Если сын требует навороченный сотовый, это повод насторожиться: ведь если ребенок успешен, он не будет чувствовать свою ущербность и утверждаться за счет сотового или других якобы крутых вещей. Он и так будет притягивать к себе других ребят, он будет им интересен сам по себе.

Если вы ему это все объяснили, но он все же продолжает просить — обратите внимание на свое отношение к вещам и подумайте, что для вас является предметом настоящей гордости. И что на самом деле достойно им быть.

Мобильные плюсы

Сотовый сэкономит родителям массу нервов и выручит ребенка, если тот, к примеру, заблудился, сел не в тот автобус.

Мобильник может напоминать ребенку о неотложных делах — если вы с вечера настроите напоминания в его телефоне.

Мобильные телефоны учат младших школьников писать и читать, если заставить их общаться с помощью sms.

Правило трех «НЕ»

НЕ носить телефон на шнурке на шее, на ремне брюк, во внешнем кармане рюкзака. Это легкая добыча для воришек.

НЕ хвастать телефоном перед знакомыми и незнакомыми. На улице вечером вообще не доставать телефон.

НЕ давать телефон незнакомцам, даже если они просят позвонить маме или врачу и обещают заплатить деньги.