Учитывая пассажиропоток в Приморье в августе, с проблемой столкнулась сразу же. Не надо объяснять, что билеты разбирали как горячие пирожки. Наслушавшись от коллег рассказов, как удобно приобретать их через сайт Российских железных дорог, отказалась от изъезженной схемы — стоять в толпе на вокзале — и пошла по новому, прогрессивному пути. Вдохновлял и имеющийся удачный опыт покупки авиабилетов через интернет. Но с железнодорожным попытка, как тот блин, вышла комом. Полазив на сайте РЖД (http://ticket.rzd.ru), сидя дома на диване, убедилась, что билеты из Благовещенска до станции Ружино исчезают, пока я перевожу деньги на международную карту. «Наши люди сутки в купе не ездят, — подумала я, — поеду через Хабаровск — даже лучше, подружку повидаю!» Сложностей с покупкой не было — несколько минут, и три билета в кармане. Почти.

Если для посадки на самолет достаточно распечатать маршрутную квитанцию или просто прийти с паспортом в аэропорт, то проездной в вагон надо получить у нас на вокзале. А значит, опять-таки отстоять очередь. Пройти регистрацию на сайте на нужные мне поезда оказалось невозможно, нет в Благовещенске и стоек регистрации электронного билета, и транзакционного терминала самообслуживания, где можно было бы распечатать документ. Поэтому главный плюс покупки через сайт — экономия времени — несколько нивелируется: все равно придется тащиться в кассу, правда, в удобное время. Как бонус — виртуальный билет вышел дешевле примерно на сотню: не надо платить комиссию за оформление проездного, страховку (оптимистично отнесла к «+», не поняв, чем это грозит в случае чего). Минусы: вернуть билет можно только в кассу РЖД, а деньги на счете окажутся аж в течение месяца (кстати, клиентам авиакомпаний бегать не приходится — о возврате уведомляете через сайт или «мыло»). Ну и можно лопухнуться с вагоном и местом. Кассирша долго смеялась: я взяла для себя с приятелем худшие полки до Хабаровска — боковушки у туалета.

Хоть убейте, но в схеме вагона на сайте они располагались как-то иначе… Эх, тетечка в кассе обязательно бы подсказала! Настроение совсем упало, когда, пройдя длиннющий состав в основном из новых вагонов, я приплелась к старому, явно моему ровеснику. Жара, твердые замызганные полки, убитые матрацы и вечно снующие пассажиры, хлопающие дверью (никогда не могла понять, зачем люди поминутно бегают из вагона в вагон?!) Секрет, как закрыть незакрывающуюся дверь, освоили сразу только мы (позакрывай за всеми), к попутчикам сноровка пришла к концу поездки. Почему цена билетов в вагоны с такими разными условиями АБСОЛЮТНО ОДИНАКОВА, для меня осталось загадкой.
А вот обратную дорогу я провела как белый человек. Хоть тут с билетом угадала — нижнее место, вагон новый, мягкие полки, кондиционер, чемодан можно закатить под полку, а не поднимать. И — о, боги! — два просторных биотуалета, всегда свободных: им нипочем санитарные зоны! Жидкое мыло, бумажные полотенца, табло с наружной и внутренней температурой, много розеток — господа железнодорожники-монополисты, нам для счастья мало надо! Единственное, что отравляло путешествие, — это яркий свет ночью. Даже приглушенный он бил в глаза, мешая спать. На жалобы проводница разводила руками — «убавить» невозможно, полностью погасить нельзя. Кто-то явно не догадывается, что люди в поездах спят иногда…

Кстати, даже место в новом вагоне не гарантирует вам, что «удобства» не окажутся в соседнем. Как-то мои коллеги всю дорогу бегали из вагона повышенной комфортности, где сломались биотуалеты, в клозет некомфортного. В общем, ездите поездами РЖД! Выбора у нас все равно нет…