Что ж, мы, дабы избежать путаницы, тоже будем называть ее «Челюстями».

Судьба триллеров на тему акул, которых в истории Голливуда, как ни странно, существует не так уж и много (большинство снималось как видеофильмы), чаще всего оказывалась незавидной. Фильм Спилберга здесь исключение — он вошел в историю не столько из-за резиновых спецэффектов и кровавых сцен, сколько из-за качественной истории противостояния между миром людей и миром животных, сжатых до размеров отдельно взятого пляжа.

У создателей «Челюстей» в веке двадцать первом в графе «базис» было все наоборот: специалисты по эффектам в наши дни нарисуют вам не только реалистичных рыбин с зубастыми пастями, но и мимику на их лицах, если на то будет бюджет. Сценарий же, напротив, попался не столько слабый, сколько замешанный на стереотипах и откровенно недоработанный: выезжать нужно было на обнаженных девицах и потерянных конечностях, но этого не позволил демократичный рейтинг. Попытка заработать на подростках в возрасте от 13 до 16 лет принесла картине поражение по всем финансовым фронтам.

Может быть, продюсеры предвидели провал, когда выписывали на все про все 28 миллионов долларов? Этих денег хватило на несколько эффектных 3D-сцен, согласие актрисы Сары Пэкстон львиную долю съемок провести в купальнике и  красную краску, которая во всех без исключения фильмах про акул (а также пираний и безжалостных морских окуней-мутантов) используется цистернами, чтобы сэкономить на подводных съемках.

Не хватило бюджета на многие вещи. Главным образом дефицит средств сказался на самих акулах — история кинематографа знает и худшие варианты: в фильме «Челюсти-3», к примеру, без зазрения совести перед камерой на веревке таскают резиновую акулу, сделанную людьми, явно никаких акул не видавшими. Но все-таки хищник у Эллиса получился мультяшный, и этого не скрыть ни мутной озерной водой, ни всепоглощающей ночью сюжета.

Сам сюжет, претендующий на оригинальность в задумке, в исполнении оказался прямо-таки сборищем штампов: общая заштампованность голливудского кинематографа, надо заметить, основательно выросла за 2011 год. Зрителю понятно, что произойдет в следующий момент, в течение всей первой половины фильма как минимум — и если это сделано для того, чтобы усыпить бдительность перед главным сюжетным поворотом, то сделано неубедительно.

Блондинка стоит по пояс в воде — сейчас ее схватит за ноги сначала какой-нибудь идиот из друзей, а следом и акула-убийца: сомнительный талант акул незаметно подкрадываться к людям на мелководье вообще богато представлен в картине. Люди спасаются на лодке — сейчас кровожадная морская тварь поломает ее ударами мощного тела. Компания молодых людей из колледжа отправилась отдохнуть на озере — скоро ряды поредеют, а сотовая связь отключится по причине… неважно по какой причине, собственно.

Отдельного внимания заслуживает чернокожий персонаж «Челюстей». В своем стремлении проявить как можно больше уважения к афроамериканской части аудитории создатели фильма вообще забыли о здравом смысле. Вполне достаточно и того, что герой по имени Малик в начале истории оказывается единственным, способным постоять за себя мужчиной в компании —  заставлять его охотиться на акулу в потемках, через несколько часов после полной потери одной из верхних конечностей и, как это мило, с копьем, было не лучшей идеей.

Таким образом, список заслуг режиссера Дэвида Эллиса пополнился еще одним сомнительным пунктом: до этого он руководил съемками «Пункта назначения-4» и «Змеиного полета», но в плюс можно записать разве что средних достоинств «Сотовый». Начиная работу над «Челюстями в 3D», имело смысл внимательно посмотреть недавних «Пираний». Там было все, что нежелательно показывать подросткам, и ничего, что заставляло бы философствовать на тему человеческого грехопадения на фоне девочек в разноцветных купальниках. Может, поэтому «Пираньи» запомнятся зрителю своим бессмысленным и кровавым куражом. «Челюстям» такая судьба определенно не грозит.