Послужной список Боусмана заставляет уважать американца: в нем и два неплохих сиквела «Пилы», которая именно после его ухода из франшизы превратилась в торжество плохого вкуса, и «День матери», за который режиссера хвалят даже противники мейнстрима, и, конечно, «Генетическая опера», которой суждено было попасть в сокровищницу мирового кинематографа, если бы не плохой постпродакшн.

Если такая сокровищница и существует, то фильм «11-11-11» не может на нее даже претендовать. Руку автора мы можем чувствовать разве что по пасмурным пейзажам и чрезмерно бледным лицам персонажей: все остальное, кажется, он снимал удаленно. Триллер собрал в себе заштампованность, сюжетные провалы и ужасающе непродуманную главную интригу: мало того что часть ее становится очевидной раньше времени, так еще и логике в данном случае перебили обе ноги — или сколько там у логики ног?

А начинается все сравнительно неплохо. По крайней мере, Тимоти Гиббс предстает перед нами в довольно-таки романтическом образе сильного мужчины, столкнувшегося с непреодолимым препятствием. Актер, карьера которого представляет собой череду малопонятных фильмов и сериалов (в том числе милая русскому сердцу «Санта-Барбара»), отлично жонглирует инфернальностью, нарочитой неряшливостью и влажными глазами ровно до того момента, как начинается экшен. В условиях быстро разворачивающихся событий Гиббс, очевидно, сдает.События эти разворачиваются даже не столько стремительно, сколько беспомощно. Главный герой, судьба которого заключается в том, чтобы заходить в пустые помещения, спрашивать «Есть кто?» и вздрагивать от появления самых разных второстепенных персонажей — их объединяет необычайный талант двигаться бесшумно и прятаться за занавесками, — постепенно понимает, что роль его на Земле заключается в том, чтобы спасти брата-проповедника от сил зла. Сам он, воинственный агностик и автор романов ужасов, этакий Стивен Кинг и персонаж Стивена Кинга в одном лице, постоянно натыкается на единицы, что, по мнению создателей картины, само по себе должно вызывать тревогу у обывателя.

Для того чтобы увериться в реальности собственных страхов, он перебирается в Барселону из США. Таким образом, в кадре появляется бьющее через край количество символов католицизма: этим приемом пользовались создатели ужастиков в восьмидесятых годах прошлого столетия, и он плохо работал уже тогда.

Свинцовое небо, распятия на всех поверхностях, образ веры как абсолютно невыносимого заблуждения — и все для того, чтобы показать зрителю кусочек ада и убедить его в том, что он гораздо ближе и активнее, чем добро.

С той же целью в сюжет вводится нарастающее количество мистических личностей, которые, как и полагается, обладают неперсонифицированностью, угрожающе творожными лицами, резкими чертами этих лиц и капюшонами странствующих монахов. Все они движимы определенной целью и цели этой пытаются достичь самым идиотским из всех возможных способов. Им помогают безумные старухи и старики, подвыпивший фотограф с пистолетом и торговец букинистикой с накрашенными, как у Филиппа Киркорова, глазами.

Происходящее на экране напоминает сразу и фильм «Омен» в своем первоначальном варианте, и современные забавы с камерами наблюдения вроде «Аполлон 18», и старого доброго «Чернокнижника». Правда, у всех перечисленных картин были находки и преимущества, которых «11-11-11» лишен по умолчанию. Здесь не будет ни запоминающейся жестокости, ни лезущих из-под земли чудовищ, ни буйных духов в нормальном проявлении. Зато будет множество банальнейших теософских диалогов, демон с крыльями и невнятное жертвоприношение, объяснение которому довольно сложно отыскать.

Точно так же не находится и объяснение самой картине — ее действительно сняли только потому, что в календаре случилось любопытное совпадение. В следующем году можно будет снять продолжение и выпустить его 12 декабря. На этом идея иссякнет на целую тысячу лет, и, быть может, за это время человечество поумнеет.

Боусман как талантливый режиссер проявляется только в нескольких шутках, основанных на том, что автор имеет представление о жанре. «Я, конечно, не Кэти Бейтс», — говорит лежащему в постели писателю безумная женщина по имени Анна — и мы понимаем, что Энни Уилкз действительно могла бы сделать этот фильм интереснее. А так — слабая тройка плюс недоумение: не страшно, неинтересно, уныло. И дождь некрасиво снят.

Возрастная категория материалов: 18+