«Мне хватило бессонных ночей и нервотрепки».«Мне хватило бессонных ночей и нервотрепки».

Первый, кто в конце 80-х поставил свои имя и фамилию в названии цикла авторских передач, первый, кто оказался в логове «вечного противника» НАТО, первый, кто сломал сложившиеся на ТВ стереотипы и открыл новые, еще никем не изведанные государства. В гостях у АП человек-легенда, журналист-международник, побывавший более чем в 70 странах и на 5 земных континентах, вице-президент международной Евразийской академии телевидения и радио и главный судья амурского фестиваля «Профи» Кипрас Мажейка.

— Здравствуйте, Кипрас. По-хорошему завидую вашему таланту, блестящему юмору и профессионализму. Над словами ползущего в забое самой глубокой в мире золотодобывающей шахты в ЮАР Кипраса Мажейки: «Темно, как у негра в … но я там не был, хотя вокруг работают одни африканцы…» хохотало все взрослое население СССР. А легко ли быть журналистом-международником экстра-класса?

— Как сказать… Я спускался в шахту «Уэст майн» под Йоханнесбургом на глубину 3 км, где температура плюс 55 градусов. Клеть летела вниз камнем со скоростью 11 метров в секунду. Когда за ночь готовил получасовые передачи циклов: «Параллели», «Репортажи из НАТО …малой Европы, Калифорнии, Сингапура, Японии» и так далее, то заработал себе не только имя, но и гипертонию. Авторскую программу надо было не только записать бодрым голосом, но и вовремя отправить. Каждую неделю! Всю ночь проработаешь, утром садишься в машину и гонишь в аэропорт. Хорошо, если рейс на Москву отправляется из Брюсселя. А если нет? Тогда мчишься за несколько сотен километров в Амстердам или Люксембург. Единственный страх — заснуть в дороге. Как только я передавал пакет пилотам, то, как Штирлиц, вырубался прямо в машине.

Издержки производства в ритме «нон-стоп» не обошли стороной. Сканировали меня советские и зарубежные спецслужбы: Брюссель — своеобразный перекресток интересов. В первую командировку в Америку консул США в Бельгии отказал в визе только за то, что я был членом КПСС. В свою очередь один «дипломат» нашего посольства полушутя-полусеръезно поинтересовался, не получаю ли я второй зарплаты в Эвере? Этому МИДовцу старой закваски было просто невдомек, что за окном времена другие и что я просто выполняю свои обязанности в рамках кодекса правовых и этических норм журналиста. Всегда работал честно, с чистыми руками.

Помогали еще личные контакты и расположение «сильных мира сего». Зарабатывался авторитет годами…

— Говоря о сильных мира сего, вы имеете в виду генерального секретаря НАТО Манфреда Вернера?

— Хотя бы. Ваш покорный слуга, видимо, единственный советский журналист, который получил личное послание главы Североатлантического альянса. Манфред Вернер выразил благодарность за создание его объективного политического портрета в преддверии первого исторического визита генсека НАТО в Москву. После этого передо мной открылись прежде зашторенные наглухо двери. Я был первым, кто освещал военные маневры «Осенняя кузница» в Западной Германии, встречался на лесной поляне под Штутгартом с приземлившимся на другом вертолете самим Верховным главнокомандующим вооруженными силами НАТО в Европе Джоном Гэлвином, побывал на 6-м флоте ВМФ США. А разве полет на ударный авианосец «Америка» у берегов Сицилии не из области сюрреализма?

Представьте себе, сидим мы с оператором на боевом самолете морской авиации США, привязанные к креслу шестью ремнями. Никаких иллюминаторов. Через час полета инструктор замахал руками, мол, сидите тихо. Чувствуем, самолет падает, удар о палубу и …невероятная сила вдавливает тебя в кресло. Ты замираешь на три секунды. Авиамахина стремительно гасит скорость с трехсот километров до нуля на отрезке 90 метров. Огромные перегрузки и …странная тишина, открываются люки: море, солнце, боевые самолеты. Такое ни в одном сне не приснится.

— Как вы попали в большую журналистику?

— Какой солдат не мечтает быть генералом! Когда-то провинциал, которого не приняли в МГИМО из-за «трояка» по немецкому, поклялся на Красной площади, что станет тем, кем мечтал. И добился своего! Не прошел через Спасские ворота — прорвался через Боровицкие. Родился я в Каунасе, учился в литовской школе. Моя мать — актриса драмтеатра, она азиатского происхождения, отец — оперный певец, народный артист республики, баритон экстра-класса, сестра пела в оркестре Леонида Утесова, брат — искусствовед. Генетически я должен был пойти по их стопам, но выбрал другой путь, хотя до сих пор считаю, что во мне умерла Комиссаржевская. Подростком увлекся спортом, филателией и, не поверите, политикой! Совершенствовал русский, мечтал о дальних странах и путешествиях. А в журналистику попал несколько необычным путем: меня «обменяли на польскую газовую плиту». Женился на третьем курсе МГУ и, перейдя на заочное отделение, уже было собирался бросать учебу. Не тут то было! Семья не позволила. Мой тесть, бывший командир погранзаставы, работал домоуправом. Сосед долго к нему приставал: «Николай Федорович, когда мне поставишь новую газовую плиту?» Тесть предложил: «Устрой моего зятя на работу». В 1967 году меня пригласили в отдел кадров Гостелерадио. В 23 года я стал директором фильма. Амбиций — выше крыши. Тогда я еще не знал, что директор просто заполняет документы у командированных, оформляет проживание в гостинице и так далее. Зато я присматривался к работе зарубежных коллег, которые приезжали снимать Советский Союз. Это были настоящие «пираты эфира». У них кое-чему научился. Мне действительно повезло. Лет 10 спустя я оказался в нужное время в нужном месте и сумел ухватить за хвост проплывающую мимо меня птицу удачи.

— Престижна ли сегодня профессия журналиста?

— Если раньше в журналистику шли люди, которые хотели мир посмотреть и себя реализовать, то сегодня, пожалуй, идут лишь за тем, чтобы получить статус «медийного лица», заработать больше денег, потусоваться в кучке «звезд» и знаменитостей. Сегодня на «продвинутых» столичных ТВ-каналах есть «топ»-звено журналистов и ведущих типа Урганта-Цекало, а есть рабы на галере, не известные никому «шестерки», «подставки к микрофону», которые и делают программы. Выпала средняя прослойка специалистов, которая играла важную роль в мое время. «Золотой век» ТВ-журналистики (1985—1990 годы), увы, прошел. Безвозвратно. Нет хороших аналитических, международных, научных, познавательных программ. Нет творческой свободы, а когда я работал, она все-таки была. На глазах падает уровень профессионализма и грамотности. Словарный запас иных участников ТВ-передач не шибко превосходит потенциал пресловутой Эллочки-людоедки. Журналисты были уважаемыми людьми, и с ними считались. Современное ТВ цинично воспевает толстосумов: все викторины и реалити-шоу нацелены только на обогащение и потребление. Журналистская позиция каждого телевизионщика должна на сто процентов соответствовать его гражданской позиции. Если только на 50 процентов, следует задуматься, а правильно ли выбрана профессия? Скорее, вы уже перешли точку невозврата, отделяющую журналиста от ремесленника.

— И такая тенденция, по-вашему, продолжается или, наоборот, сходит на нет?

— Наша журналистика, увы, уже стала рыночной. Сегодня в газетах и на ТВ работают не журналисты, а журналюги и папарацци. Они из пальца высосут «сенсацию». И добавят слово «русскую». Но сколько можно читать о том, что у нашей далеко не молодой примадонны появился очередной мальчик-фаворит, Малкин, Палкин?.. Как изменял жене Леонид Агутин и с кем. Полный «брэд оф сив кэбэл». Из народа делают полных идиотов. Гламурная «рублевская» жизнь и псевдосенсации надоели всем. Это типичный американский инфотаймент, опробованный на заокеанском населении. Мы ничего своего не создаем. Почему мы опираемся на какие-то рейтинги? Все они дутые. Говорить об объективной прессе пока не приходится. Сплошная развлекуха, порнуха на РЕН-ТВ, «войяризм» ДТВ и массовая дебилизация!

Возрождение журналистики возможно лишь тогда, когда в России создадутся экономические предпосылки. И обновится эта профессия за счет региональных СМИ. Как правило, в регионах я вижу хорошие программы.

Местные журналисты более изобретательны и менее развращенные славой и деньгами, так что продвинутым столичным каналам стоит у вас поучиться. Сегодня еще можно спасти российского зрителя, читателя. Начинайте выпуски новостей не с того, что кого-то убили, а с позитивного материала. Ведь миром управляет красота, ее надо искать. Если не можете, то выбирайте нейтральное освещение проблемы.

Почему Кипрас Мажейка не остался на процветающем Западе, а вернулся в неспокойную Россию, за что убили Влада Листьева и другие откровения журналиста эпохи читайте в ближайших номерах АП.

Возрастная категория материалов: 18+