Митингующий оказался одним из администраторов группы «Дети АГМА» в социальной сети «Вконтакте» — самой многочисленной группы, посвященной жизни амурских студентов-медиков. Алексей Аврамов — вольный слушатель академии, в прошлом студент. Соорганизатор — еще один модератор сообщества Андрей Чернышев — представился студентом шестого курса лечебного факультета.

На странице в интернете создатели стараются честно рассказывать обо всех событиях вуза «как есть». Не так давно там появились записи о том, что студентов, получивших ежегодную материальную помощь (на этот раз она составила 39 тысяч рублей), в добровольно-приказном порядке попросили вернуть по 24 тысячи вузу в качестве спонсорской помощи.

— Ни я, ни Алексей этих денег не видели. Он — вольный слушатель, я — контрактник, но студенты об этом активно говорят. Официально это добровольное пожертвование, но все подписали согласие, потому что им сказали, мол, хотите доучиться — подписывайте, — рассказывает Андрей Чернышев.

Бороться с такой несправедливостью «Дети АГМА» решили с помощью одиночного пикета — для его проведения не нужно разрешений. Митинг с участием Алексея не остался незамеченным — парень вышел к корпусу в футболке и трусах.

— Без двадцати два вышел, 15 минут постоял, и все, — вспоминает Алексей. — Пальцы сильно замерзли, а так — нормально. Отогрелся, не заболел, как видите.

По словам парней, ситуация с выплатами стала последней каплей в море несправедливости по отношению к студентам, царящей в АГМА. «Хуже к студентам нигде не относятся», — уверен Андрей. Но есть и каста неприкасаемых, так называемых «асташовцев» — активистов вуза, общественников, за которых в плане учебы регулярно хлопочет проректор по воспитательной работе Надежда Асташова. Благодаря такому покровительству они получают хорошие оценки и повышенные выплаты.

— Претензий у нас вообще очень много, — эмоционально рассказывает Андрей. — Вводится сейчас, например, в вузах рейтинговая система оценки студентов, так прошлый ректор добавил в нее пункты о штрафных баллах. Их можно получить, например, за курение на крыльце, за пассивное поведение на занятиях, за грубое отношение к преподавателю. Курение на знания не влияет, а два последних пункта — кто по ним должен оценивать?

О несправедливости и субъективной оценке Андрей знает не понаслышке. В прошлом году он был отчислен из вуза «за аморальное поведение». Любопытно, что в этой истории тоже фигурирует фамилия проректора. По его словам, та написала на него докладную на имя ректора, мол, по пути на научную конференцию в Хабаровск он вел себя аморально.

— Ну да, выпил в поезде пива немного, повеселился, но на конференции выступил нормально, грамоту получил, а через несколько дней после возвращения меня позвали написать объяснительную. Написал, что, мол, ехал я туда за свой счет, претензий со стороны начальства поезда ко мне не было, а все остальное — мое дело. Еще через несколько дней узнал об отчислении. В Уставе вуза, кстати, ничего про «аморальное поведение» не сказано. Восстановился потом на платной основе — больше 80 тысяч рублей выложил.

Не сказано в уставе, по словам парней, и о том, как восстановиться тем, кто был отчислен за академическую неуспеваемость. Тогда как федеральный закон предписывает это именно вузовской конституции. С этой проблемой столкнулся сам пикетирующий — Алексей Аврамов, проходящий сейчас восстановительную комиссию. АП удостовериться в этих словах до конца не удалось — Устав вуза, размещенный на сайте в виде отсканированных ксерокопий, полностью так и не загрузился.

— Мы прежде всего рассчитываем на то, что отношение к студентам в АГМА изменится, — говорит Андрей. — Мне осталось учиться полгода, диплом я бы получил спокойно, но хочется закончить вуз, в котором меня все будет устраивать. Сторонников у нас много, просто мы те, кому меньше всего терять. Официальной реакции пока не было, но мы знаем, что в вузе пикетом недовольны. Идет бурление, так сказать.

«Наш вуз — лучший»

Мнения проректора по воспитательной работе Надежды Асташовой, как и ректора Татьяны Заболотских, АП узнать не удалось. А вот председатель студенческого центра АГМА Елена Борзенко, уполномоченная давать по этому поводу комментарии, сразу огорошила, что оба активиста студентами не являются. Напомнив, что Андрей Чернышев когда-то был отчислен за «аморальное поведение», она сказала, что не так давно его отчислили за академическую неуспеваемость — «не являлся ни на занятия, ни на экзамены». Дату отчисления назвать затруднилась.

— Мы знаем, что в социальных сетях разместили определенную дискредитирующую информацию о Надежде Михайловне, — сказала по телефону Елена Борзенко. — Ну что сказать, мы в течение пяти лет занимаем первое место по воспитательной работе среди всех медицинских вузов РФ, дипломанты национального проекта «Образование». А Надежда Михайловна, которую дискредитируют, очень серьезный, ответственный человек. И мы будем разбираться, почему такое происходит. Что касается выплат вузу, официально заявляю, что ничего подобного нет. Но студенты иногда действительно на добровольных началах такое делают.
Что касается официальной реакции вуза, то председатель студенческого центра не исключила, что будет подниматься вопрос и об экстремизме.

— Некоторые моменты в описаниях, присутствующих на сайте, в том числе имеют определенный характер, поэтому будет собрана комиссия из представителей студенчества, общественных объединений, и мы будем рассматривать это с позиции совершенно другой. Будет рассматриваться вопрос о наличии мотивов экстремизма, потому что это имеет нравственное значение. Врач, он всегда сопряжен с очень важными критериями, в том числе и с нравственностью. А по поводу дискредитации Надежды Михайловны — мы тут все в шоке пребываем.