Леонид Рошаль покорил всех своей откровенностью и душевностью.Леонид Рошаль покорил всех своей откровенностью и душевностью.

Оборудованный микрофонами зрительский зал позволил каждому, кого волнует судьба медицины, задать вопрос именитому врачу Рошалю, а также заместителю председателя Комитета Госдумы по охране здоровья Сергею Дорофееву. Живое общение членов делегации Общероссийского народного фронта с народом выбилось из запланированного графика и затянулось на лишних полтора часа. Но это того стоило. Итогом заседания стала созданная прямо на месте Амурская медицинская палата. А за ее состав проголосовали тут же, не выходя из зала. На народном собрании побывали и корреспонденты АП.

«Кричите и топайте!»

— Отключите, пожалуйста, свет на сцене, — попросил в начале разговора Леонид Рошаль. — Хочу почувствовать, что волнует людей, чтобы окончательно сформировать позицию и донести ее до руководства страны. У меня создается такое впечатление, что ему не все рассказывают.

Он окончательно завоевал доверие зала, заявив:

— Когда вы меня будете слушать и если с чем не согласны — топайте ногами, кричите и свистите. Доктора Рошаля (именно под таким именем этот человек известен всему миру) встретили бурными аплодисментами. Во время диалога он был предельно откровенен, рассказывая о времени и о себе, о законотворческой деятельности, много шутил. И тогда зал разрывался от смеха.

— Человек не всегда доволен тем временем, в котором живет, и тем, что имеет, — уточнил детский хирург с мировым именем. — Получили новую квартиру — и через два месяца это воспринимаем как должное. Лет сорок назад я купил «Жигули» («копейку») за 5 тысяч рублей и 8 лет за нее расплачивался. Но машина доставила мне удовольствие, я много путешествовал по стране. Я, как и вы, десять лет ездил на машине с правым рулем. Купил «Тойоту» на деньги, которые заработал, спасая японских детей после землетрясения. Ничего плохого в том, что руль в другом месте, не вижу.

Рошаль признался, что был в 91-м году среди защитников Белого дома, но пришел туда не из-за Ельцина, а для того, чтобы отстаивать государственное здравоохранение, состояние которого было критическим. «Тогда никто не знал, что потом будет, — вспоминает Леонид Михайлович. — Не подозревали, что власть захватят неприличные люди и построят грабительский капитализм, аналогов которому нет в мире. Безработица, задержка зарплаты… Развал СССР вел и к распаду самой России. Не верьте, когда говорят, что у нас нет чувства долга. Каждый доктор, работающий в те годы за нищую зарплат, —  герой. Надо памятник поставить тем врачам,  в том числе и амурским, которые не убежали в коммерческие структуры, а стойко исполняли свой долг.

Счастливый фронт

Леонид Михайлович подверг критике Федеральный закон N 94 «О размещении заказов на поставки товаров», негативно отнесся к распределению медицинской техники и машин  в ходе приоритетной программы «Здоровье». Озвучил и ряд сегодняшних проблем: нехватка медицинских кадров, низкие зарплаты, отсутствие системы распределения выпускников.

— Есть регионы, где зарплата врача скорой помощи 14 тысяч рублей, а есть, где 60. И это  при той же квалификации и объеме работы, — уточнил Леонид Рошаль. — И это в одном государстве?! Полгода назад я спросил у врачей: «Какую заработную плату вы бы хотели получать?» Вы думаете, они попросили миллионы? Вовсе нет, сказали — достойная зарплата 40—60 тысяч рублей. И вот эту цифру мы озвучили на встрече с Путиным. Я не состою ни в какой партии, поэтому честно посмотрю вам в глаза и скажу: какое счастье, что мы вступили в Народный фронт. Теперь можно, сидя за одним столом, сказать: «Владимир Владимирович, а куда мы торопимся? Мы принимаем непродуманные законы, за которые голосуют депутаты-медики, но они несогласованные с гражданским обществом!»  И Путин, выслушав аргументированные доводы, отвечает: «А чего, действительно, торопиться?» Именно Народный фронт дает такую возможность. Многие его члены вошли в состав Думы шестого созыва и теперь работают там.

Полтора года главный детский доктор страны возглавляет Национальную медицинскую палату, в которую объединились ведущие врачи для принятия участия в модернизации здравоохранения. Итог работы — 109 поправок в различные законы, принимаемые Госдумой. Рошаль уверен: медицинские палаты должны появиться во всех регионах России. И такая организация  родилась в Приамурье — прямо в зале ОКЦ.

В качестве координатора, отвечающего за ее создание, предлагались несколько кандидатур. Среди них президент АГМА Владимир Доровских, руководитель травмоцентра Амурской областной клинической больницы Евгений Брегадзе, главврачи наркологического и кожно-венерологического диспансера, представители поликлинической службы, медики из  Сковородинской и Ромненской ЦРБ. Активнее   всего присутствующие голосовали за руководителя травмоцентра Евгения Брегадзе и главврача кожно-венерологического диспансера Александра Платонова.

Леонид Рошаль посоветовал не затягивать с созданием медицинской палаты, в феврале подготовить устав, провести первое собрание и создать Ассоциацию медицинских сестер. «Ваша область — первая, которая встречается на нашем пути, где вообще нет сестринской ассоциации, — удивился директор НИИ неотложной детской хирургии и травматологии и предложил поделить будущую медицинскую палату на две части: палату врачей и палату сестер.

После президента национальной медицинской палаты выступил заместитель председателя комитета Госдумы по охране здоровья Сергей Дорофеев. Кстати, депутат признался, что 30 лет назад служил в армии в Свободном.

— Самая большая проблема здравоохранения, после кадровой, заключается в том, что мы боимся говорить о тех проблемах, которые нас волнуют, — подчеркнул он. — Это плохо. 37-й год из нас генетически невозможно вытравить. Люди боятся, что их уволят. Разве можно уволить за то, что человек отстаивает профессиональные интересы грамотно, настойчиво и последовательно? Молчаливое согласие приводит к тому, что все хорошо. При конструктивной критике будет меньше ошибок в органах управления на всех уровнях. Вот для этого нужна Медицинская палата области.

После этого заявления  проблемы из зала посыпались, как из рога изобилия. Поднимались проблемы увеличения заработной платы узким специалистам, младшему медперсоналу,  работающим в стационарах и преподавателям медицинской академии. Люди озвучивали и  жесткие санкции Роспотребнадзора, нереальные нормы СанПиНа. которые могут привести к закрытию медучреждений. Были и крики о помощи: ребенку, прикованному к постели,  нужна квота на оказание высоких медицинских технологий. Поступали и сугубо профессиональные вопросы: о праве выбора врача, о системе штрафов и поощрительных выплат и даже повлияет ли строительство космодрома Восточный на наше здоровье.  

— На каждого пациента нам отводят всего 10 минут, как, по вашему, этого достаточно? — спросил один из врачей.

На это замечание доктор Рошаль улыбнулся.

— Нет такого региона, где бы мне не задавали этот вопрос. Мы будем с ним разбираться.  Предлагаю ввести и такое правило, чтобы пациент не ждал врача в поликлинике больше 20 минут, а «скорая» должна приезжать в течение 15 минут.

Свою лепту внесли и студенты АГМА. Они рассказали, что с этого года места в интернатуре платные, и им приходится выкладывать большие деньги. А без специализации они не имеют права работать. Эти факты вызвали недоумение у Рошаля и у Дорофеева.

— И это притом, что врачей у нас не хватает!? Куда идти студенту без интернатуры? В дворники? И почему в ординатуру не берут студентов, имеющих 3—5 баллов? Со мной учились и троечники, и пятерочники. Так вот: из последних получилось мало хороших практикующих врачей. А из слабоватых студентов немало отличных хирургов и других медицинских специальностей, — заметил Леонид Михайлович.

В здоровой нации, здоровый дух

Леонид Рошаль со сцены представил амурским коллегам программу Общественного народного фронта «Здоровая нация». Она разработана с учетом предложений врачей всей страны. «Под этим документом может подписаться любая партия, — утверждает Рошаль. — Основные его принципы — качество и доступность предоставления медицинских услуг. В списке конкретных задач, которые нужно решить за пятилетку: совершенствование скорой медпомощи, развитие системы санаторно-курортного лечения и отдыха, модернизация «школьной» и «дошкольной» медицины, расширение собственного производства лекарств.

Также речь в программе идет о необходимости разработки и массового распространения государственного справочника лекарственных средств, из которого любому человеку будет понятно о существующих аналогах дорогостоящих препаратов. Необходим особый контроль за лекарствами. Нужно ограничить рекламу разных лекарств и приборов, которые не прошли процедуру государственной регистрации, и  остановить неконтролируемое распространение биологически активных добавок.

Новая программа Народного фронта предусматривает возврат к оплате дежурств, которая была отменена несколько лет назад, бесплатным лекарствам детям до 12 лет, к снижению цен на средства от гипертонии, так как это основа инсультов. Сократить время ожидания плановой операции до месяца (или до трех месяцев в случае высокотехнологичных оперативных вмешательств). Деньги за лечение нужно «привязать» к пациенту, а не к лечебному учреждению.  В то же время необходимо увеличить размеры материальной компенсации за врачебные ошибки и создание реальной системы гарантий ее получения пациентами.

— А через пять лет мы спросим государство — выполнено это или нет,  — с уверенностью произнес Леонид Рошаль.