Планируем для начала установить десять мемориальных досок — увековечить имена ветеранов Великой Отечественной войны. Сейчас составляем списки. На наш взгляд, одна из памятных досок должна увековечить память об участнике войны, амурском журналисте Николае Мулгачеве.

Николай Петрович родился в 1915 году в Читинской области, там же его призвали в армию во время Великой Отечественной войны. Служил он с 9 августа 1941-го по 3 сентября 1945 года в составе Амурской краснознаменной флотилии, был военным корреспондентом газеты «Боевая вахта».

Николай Мулгачев был награжден орденами Отечественной войны 2-й степени, двумя орденами Красной Звезды, медалью «За боевые заслуги», «За победу над Японией» и 13 юбилейными медалями. Работал в последнее время секретарем Амурского областного отделения Союза журналистов. Был в жизни очень активным и неравнодушным человеком.

Григорий Фирсенко, председатель комитета ветеранов ВОВ и военной службы областного совета 
ветеранов

От редакции

Коллектив газеты «Амурская правда» обращается в областной совет ветеранов с просьбой увековечить память журналиста военных лет Николая Мулгачева. Пусть его имя появится на мемориальной доске на Аллее Памяти, а мы же в свою очередь расскажем об этом человеке на страницах АП.

Геологию нужно ввести в школьную программу

Предложение, вынесенное в заглавие статьи, назрело давно. Те элементы геологии, которые в настоящее время внесены в школьные курсы «Географии», достаточными считаться не могут.

Кадры решают все — известная истина. Но старшее поколение опытных геологов, создавших эксплуатируемую минерально-сырьевую базу страны, уходит. Молодое поколение малочисленно, недостаточно опытно и формируется с большим трудом на фоне теле- и видеопропаганды на тему: «Как легко и весело можно жить, не прикладывая ни рук, ни ума». В таких условиях убедить молодого человека в том, что геология наука интересная, перспективная и результативная, хоть и трудно, но можно. Она стоит того, чтобы на нее потратить силы, ум, время — то есть собственную жизнь.

Но вот беда — здесь же придется прямо сказать, что это часто физически трудная, изматывающая работа безо всяких «заоблачных» зарплат (пока!), да еще и преимущественно в полевых, таежных условиях (на 70%). Жизнь во времянках, в балках, с частыми «сухомятками» не только на завтрак. И никаких дискотек и ночных клубов. После этого абзаца кривая интереса ломается и круто направляется вниз.

Материально заинтересовать будущих геологов — забота государства. А кадровую работу нужно начинать еще в школе, с уровня 7—8-х классов. Нужно, чтобы ученик, заканчивая школу, твердо знал, что он идет в геологию, и только в геологию. В каждом классе это должны быть единицы — 3—4 человека, «заболевших» геологией, которые могут своим увлечением воздействовать и на других.

Нужно заинтересовать школьников в этой специальности. Тогда в геологию не будут пытаться поступить те, кто не попал никуда. Специальность геолога должна снова стать элитной, привлекательной, как в 60-х годах XX века, когда конкурс по геологической специальности был 9 человек на место. Именно такой жесткий отбор создало тогда то поколение геологов, которое создало нынешнюю существующую и используемую минерально-сырьевую базу страны.
Действующий геологический персонал, а частично уже неработающие, но опытные геологи, а также соответствующие кафедры вузов и ссузов могут при поддержке министерства образования области и самих школ организовать преподавание «Основ геологии» факультативно, вне сетки основных занятий. При положительном решении этого вопроса должны в будущем появиться и короткие летние учебные практики (2 недели в каждое лето). Сам курс может быть разделен условно на три этапа. I этап: «Минералы, горные породы, первые полезные ископаемые» (7—8-й класс), II этап: «Меняющаяся Земля» (8—9-й класс), III этап: «Главные полезные ископаемые, их использование человеком» (10—11-й класс). Для начала можно предложить 2 часа в неделю — 72 часа в год. Нагрузка для ученика невелика, но польза для дела — несомненна.

В случае, если вопрос был бы решен областным правительством положительно, тогда могла бы быть создана программа, коллегиально обсужденная и уточненная заинтересованными ведомствами, школами и учебными заведениями. Откладывать такую работу нельзя.

Александр Хворостина, горный инженер-геолог, канд. геол.-мин.наук, преподаватель Благовещенского 
политехнического колледжа.