Переносы эмбрионов, по планам, начнутся во второй половине этого года. Зачем нам нужен подобный центр и насколько остро стоит ситуация с бесплодием в Приамурье, АП рассказал кандидат медицинских наук, руководитель центра планирования семьи Амурской областной клинической больницы Владимир Самохвалов.

Мужское бесплодие начинает доминировать

Сколько точно бездетных семей в Приамурье — сказать сложно. По разным данным, в разных регионах мира 15 процентов супружеских пар бесплодны. Такая же примерно ситуация и в нашей области. В год только через Центр планирования семьи в Благовещенске проходит до 600 бесплодных пар. И если раньше в отсутствии детей чаще обвиняли женщину, то сегодня ситуация изменилась.

— Причин, по которым пара не может завести ребенка, множество, — говорит Владимир Самохвалов. — У женщин это, как правило, гормональный дисбаланс, эндометриоз, перенесенные инфекции. У мужчин — плохие показатели спермограммы. Надо отметить, что стремительно растет процент мужского бесплодия. С начала 90-х он возрос до 50% и уже начинает доминировать над женским.

Факторов специалисты называют несколько: экология, изменение питания, беспорядочная половая жизнь, огромное количество лекарств, которое потребляет человек, повальное курение и злоупотребление алкоголем.

Дитя из пробирки — это выход

Сегодня 100-процентной эффективностью лечения бесплодия не может похвастаться ни одна клиника в мире. В России самые передовые медучреждения дают максимум от 30 до 50 процентов. И это только те, что используют ЭКО.

Экстракорпоральное оплодотворение — это один из методов лечения бесплодия. Выращенный в специальной питательной среде эмбрион переносится в матку женщины, где в дальнейшем, при удачном стечении обстоятельств, развивается беременность. На Дальнем Востоке экстракорпоральное оплодотворение проводится в Якутске, Хабаровске, Владивостоке. Но 100-процентной господдержки нет ни в одном из них. А этот метод достаточно дорогостоящий: на обследование, саму процедуру и препараты может уйти от 200 тысяч рублей и более. Квоты на бесплатное ЭКО амурчанам дают только в Москву и с этого года — в Санкт-Петербург.

— К сожалению, эффективность этих поездок низкая, что даже было отмечено в докладе министерства здравоохранения России. Возможно, всему виной то, что пара в далеком чужом городе находится в постоянном стрессовом состоянии, — предполагает врач. — К тому же такое бесплатное ЭКО, учитывая стоимость проезда до столицы, проживание там и питание, выходит не так уж и дешево.

Работа начнется уже в этом году

Поэтому у амурских медиков и возникла идея открыть отделение ЭКО на базе крупного лечебного учреждения — такого, как Амурская областная клиническая больница.

— Отделение будет находиться в составе Центра планирования семьи, — объясняет Владимир Александрович. — Для работы у нас уже имеются большие ресурсы: штат врачей от андрологов и геникологов-эндокринологов до сексопатолога и психолога. Большая лабораторная база позволяет диагностировать не только наличие инфекции, но и генетической патологии. Мы уже подготовили помещения, установили основное оборудование. Прошли обучение эмбриолог и гинеколог-репродуктолог. В ближайшее время они пройдут очередное обучение в Санкт-Петербурге.

Отделение начнет работу ориентировочно во второй половине года. Пока это будет проведение стандартной процедуры ЭКО. В будущем планируется открытие банка донорской спермы, криозаморозка и предимплантационная генетическая диагностика эмбрионов.

МНЕНИЕ

Владимир Самохвалов, руководитель Центра планирования семьи:

— Сегодня все убедились, что дитя из пробирки — это выход. Ведь страна находится в состоянии демографического кризиса. А на искусственное оплодотворение пойдут социально адаптированные пары с относительно неплохим материальным достатком, реально желающие иметь детей. Второй посыл к ЭКО в том, что у нас в ближайшие десятилетия не привьется идея безбрачия и бездетности. Население, особенно сельское, очень негативно относится к семьям без детей, и это отношение пагубно сказывается на психологическом климате и сохранности семьи. И в этом случае экстракорпоральное оплодотворение становится единственным выходом. Его можно делать или от мужа, или, если в семье абсолютное мужское бесплодие, от специальных доноров. И семья может иметь здорового и желанного ребенка.Мнение читателей «Амурской правды»

АП в номере за 4 февраля 2010 года уже поднимала вопрос об экстракорпоральном оплодотворении и суррогатном материнстве, приводила мнения специалистов за и против. В редакцию пришло несколько откликов. 

«Врачи подарили мне счастье»

Татьяна, Благовещенск

Люди, негативно отзывающиеся о таких методах, как экстракорпоральное оплодотворение, просто не могут примерить данную ситуацию на себя. Представить, что бы они чувствовали и делали, если бы им поставили такой страшный диагноз, как бесплодие. У нас с мужем 10 лет не было детей — по необъяснимым причинам. Проходили обследование в Благовещенске, ездили в Новосибирск и Москву. «Неясный генез», — разводили руками врачи. И мы решились на ЭКО. Выбрали Красноярский репродуктивный центр. С первого раза беременность не получилась. Было много слез, обида, вопрос — ну почему именно я? На вторую попытку мы решились только через два года, благо в клинике у нас хранились «снежинки» — замороженные эмбрионы. Через две недели после процедуры, как и положено, я сдала анализ крови. Результат — беременна. Женщины, сумевшие забеременеть без проблем, даже примерно не смогут понять мое состояние. А когда на УЗИ выяснилось, что мы ждем двойню, у нас был просто фейерверк эмоций. Ну а на следующем ультразвуковом исследовании нам сказали, что у нас будут мальчик и девочка… Это подарок судьбы, который мы могли и не получить. Сейчас нам уже 1 год и 2 месяца.

«Я против подобных методов»

Александр Какорин, социальный работник п. Верхнезейск, Зейский район

Приветствую вас, уважаемая редакция газеты «Амурская правда»! В данном письме я хотел бы коснуться статьи под названием «Страсти вокруг пробирки». Я могу вполне конкретно обосновать негативное отношение к данным методам (в частности — к суррогатному материнству. — Прим. ред.). Множество ученых уже доказали тот факт, что ребенок в утробе матери во время своего развития все чувствует и понимает. Через пуповину он получает от матери и питание, и все необходимое для его нормальной жизнедеятельности и развития. Но что более важно — он переживает, чувствует отношение матери к нему, любит ли она его, в нем уже заложена потребность к любви, и если он ее ощущает, то его развитие, в первую очередь душевное, эмоциональное, проходит без проблем.

Но представьте, что происходит, если он чувствует к себе отношение как к коммерческому проекту? А ведь большинство матерей к ним относятся именно так. Дети, которые не чувствовали любви матери к себе в период внутриутробного созревания, рождаются, развиваются и вырастают с чувством отверженности, с чувством, что они никому не нужны. Но еще хуже, когда эти дети растут с чувством неприязни, ненависти к людям, к жизни, которое спрятано глубоко внутри, что порождает чувство неудовлетворения жизнью. О какой счастливой и благословенной жизни тут может идти речь?