На некоторые работы у вышивальщиц уходит около года.На некоторые работы у вышивальщиц уходит около года.

«Остались только усы»

На одной из картин мастерицы — настоящая зимняя сказка. Присыпанные снегом деревенские избушки с редкими огоньками в окошках, стянутая льдом река, разлапистые, покрытые инеем деревья. С первого взгляда и не скажешь, что красивейшие пейзажи на холстах на самом деле выполнены из ниток, а не красками. А начиналось все с вышивания подушечек и игольниц.

— Самыми первыми были думки. Потом захотелось картину вышить. Вы знаете, я еще когда училась в школе, любила уроки домоводства и уже тогда вышивала и салфетки делала. А вот вязать — не мое, как-то раз шарфик сделала — и до свидания. И макраме занималась — тоже не то. Вот вышивать — мое, — улыбается Светлана Козулина.

Раньше, когда Светлана Григорьевна еще работала (за плечами у нее многолетний труд в серышевской районной библиотеке), на исполнение одной картины мог уйти и год.

— Вышивала в свободное время, в основном зимой, вечерами. Одну-две ниточки вышью, думаю — ну и хорошо. А где одну-две, хочется еще и три-четыре, чтобы получился узор, — рассказывает она. — Есть достаточно много схем для вышивания, я беру их и по ним вышиваю.

Сейчас, на пенсии, работа спорится быстрее, хотя от любимого дела все равно отвлекают домашние дела, да и сильно устают глаза. Тем не менее новая картина может родиться и за три месяца. В такие сроки появилась на свет, например, пока незавершенная, но уже величественная голова тигра.

— Мне сейчас у него осталось закончить только усы, уже и рамка для картины заказана, — делится Светлана Козулина.

Эту картину, как и другие, она непременно кому-нибудь подарит, для нее это, говорит Светлана Григорьевна, большое удовольствие. Именно так одна из работ уехала с подругой «на ПМЖ» в Италию, большинство других можно увидеть в домах у многочисленных родственников. Свою первую вышитую картину пенсионерка когда-то презентовала новорожденной внучке. А для всех желающих Светлана Козулина всегда готова провести мастер-классы и, если просят научить, никогда не отказывает. Так, в прошлом году она делилась секретами мастерства с четырьмя десятками школьников, увлекшихся вышиванием.

— Хочется, чтобы посмотрели люди и поняли — вышиванием тоже можно заниматься: это и отдых, и успокоение. А вообще у нас в поселке много тех, кто занимается этим делом, — радуется за односельчан Светлана Григорьевна.

На коврах — пейзажи

Не продает, а просто дарит свои работы и другая серышевская мастерица Валентина Шабалина. Она не первый год увлекается ковроделием. Ее небольшие пушистые коврики радуют близких не только в Приамурье, но и в Челябинске и Магнитогорске, куда она недавно ездила в отпуск.

— Очень многие просят продать. Но задорого не купят, а задешево я не хочу. Потому что это очень кропотливая работа, — рассказывает Валентина Владимировна. — Я где-то со второго класса школы начала вышивать. А потом забросила, работала бухгалтером, времени не было. Лет десять назад снова захотелось повышивать. А потом решила делать ковры, как персидские — специальным крючком.

Когда мастерице пришла в голову идея заняться ковроделием, она сказала себе: ну что я, не смогу, что ли? И в итоге села и сделала своего коврового «первенца». На него ушло месяцев восемь. Валентина Шабалина так же, как и Светлана Козулина, работает по схемам, которые продаются в магазинах Благовещенска и Белогорска.

— Тут ни одного узелка, а с обратной стороны, говорят, красивее еще, — показывает ковер размером примерно метр на 50 см Валентина Владимировна. На нем, пока самом большом в ее коллекции, во всей красе предстает шикарный зимний пейзаж. Помимо него, одно из любимых творений мастерицы — коврик, на котором она по просьбе дочери вышила аквариум с рыбками и водорослями. В будущем же Валентина Шабалина мечтает вышить новую необыкновенную ковровую картину, может быть даже больше, чем прежние. Осталось только подобрать достойный узор.